Квартовые джазовые аккорды для гитары

Ранее мы изучали аккорды, построенные на трезвучиях из 1-й, 3-й и 5-й ступеней лада (тоника, терция, квинта). Большинство западной музыки построено именно на таких аккордах.

Но существуют также аккорды из четырех звуков, построенные на квартах. Эти аккорды были популяризированы McCoy Tyner (пианист John Coltrane). Их звук имеет джазовый оттенок и хорошо работает в музыке, построенной на диатонических ладах. Чаще всего они используются в минорной или доминантной тональностях.

 

Построение

 

Так как же эти аккорды из четырех нот получаются и как они выглядят на грифе гитары?

Начнем с D дорийского лада:

D E F G A B C

 

Построим аккорд с первых нот данного лада, но вместо привычных трезвучий мы используем квартовое четырехзвучие:

D G C F

 

Результат мы можем назвать аккордом Dm11, но я не хочу присваивать ему название, потому что он ведет себя как гармонический хамелеон:

Если в басу нота D, как в первом примере, то это аккорд  Dm11.

Если в басу нота F, то это уже аккорд F(6/9).

Если же в бас поместить ноту G, то получим аккорд Gsus4.

 

Мы могли бы продолжить построение подобных аккордов с остальных ступеней лада, но, я думаю, принцип тебе уже понятен.

 

Диаграммы аккордов

 

Теперь посмотрим, как квартовые аккорды выглядят на грифе гитары:

1. Аккорды на 4-х струнах, нижняя струна 5-я.

 

 

 

Далее приведены 4 диаграммы аккордов, которые тебе необходимо запомнить:

 

 

2. Аккорды на 4-х струнах, нижняя струна 4-я.

 

 

 

Далее приведены 4 диаграммы аккордов, которые тебе также необходимо запомнить:

 

 

Мне больше нравится смотреть на квартовое четырехзвучие, как на гармонический лад, а не как на аккорд: его очень удобно применять в соло и импровизации. Они также хороши для аккомпанемента и создания вступлений к песням.

 

 

Как использовать квартовые аккорды

 

Чтобы помочь тебе начать использовать новые знания в соло и аккомпанементе, мы подготовили 3 примера применения этих прохладно звучащих аккордов поверх прогрессий ii-V-I.

 

Пример 1

 

В первом примере использованы диатонические аккорды поверх прогрессии ii-V-I в тональности C мажор. Обрати внимание на то, как некоторые аккорды звучат более «внутри» тональности, в то время как другие звучат более «снаружи». В этом заключается причина того, что многие гитаристы любят использовать такие аккорды в соло и аккомпанементе. Дело в том, что аккорды могут звучать очень по-разному, даже если в их основе лежат тональность, родственная тональности прогрессии.

 

 

 

Пример 2

 

Второй пример содержит технику, которую часто использовали McCoy Tyner и Joe Diorio в своей игре. Идея заключается в том, чтобы играть квартовый аккорд Dm7, затем исполнить аккорд с той же диаграммой, но выше на минорную терцию (3 лада). Создается напряжение, которое разрешается в квартовый аккорд Em7 поверх Cmaj7. Не каждому это придется по вкусу, но это может стать прекрасным способом добавления в музыку звучания современного джаза.

 

 

 

Пример 3

 

Этот пример повторяет ход из предыдущего (повышение диаграммы аккорда на минорную терцию), но он применен к более длинной фразе и к каждому аккорду этой фразы. И снова данный прием помогает создать сильное напряжение в мелодии, поэтому тебе стоит не только практиковаться в смещении аккордов на минорную терцию, но, что наиболее важно, разрешать созданное напряжение.

 

 

 

Источник: www.jazzguitar.be

Социальные кнопки для Joomla