Соло от Randy Rhoads: Лады, блюзовые фразы и смелые хроматические ходы

В мире heavy metal полно горячих гитаристов.

Тем не менее, совсем немногие выдержали испытание временем и стали бессмертными гитарными богами.

Randy Rhoads как раз из таких. Объединив усилия с Ozzy Osbourne в 1979 году, Rhoads ворвался на сцену, как гром среди ясного неба.

Он был одарен великолепной скоростью игры и врожденным пониманием музыкальной теории. Его стиль представлял собой идеальную смесь скорости и мелодичности.

 

 

Струящиеся фрагменты легато переходили в невероятно быстрые медиаторные пассажи с глушением, зажигательные трели и смелые хроматические ходы, которые уживаются рядом с мелодиями, вдохновленными классической музыкой. Все это было получено, по-видимому, из нескончаемых запасов гамм и арпеджио и разложено по разнообразным ритмическим ландшафтам.

Более того, Randy Rhoads был настолько точным, что он мог тут же повторить второй дорожкой (double-track) то, что играл, для максимальной плотности звука.

К несчастью, только три записи - Blizzard of Ozz, Diary of a Madman, и Tribute – успели захватить гениальность Randy до авиакатастрофы 1982-го года, которая оборвала его короткую жизнь. Но его музыкальность и чувство ритма даже сегодня являются столь же потрясающими и вдохновляющими, как и тогда.

 

 

Секвенции и гаммы

 

Rhoads часто использовал в соло множество пулл-офф по пентатонике, как показано на рисунке Fig.1. Данный фрагмент построен по A минорной пентатонике (A-C-D-E-G) и навеян двумя фрагментами: первое соло в Mr. Crowley и заполнение перед вторым куплетом в I Don't Know. Интересно отметить, что пока Rhoads ждал удобного момента, чтобы пробежаться по нотам переменным штрихом, он часто выбирал легато для более гладкого и струящегося звука.

 

 

Рисунок Fig.2 содержит легато по 3 ноты на струну, которое основано на соло из Crazy Train, Suicide Solution и Mr. Crowley. Здесь используется A натуральный минор (A-B-C-D-E-F-G) в ослепительной вспышке хаммер-онов. Убедись, что каждый твой удар пальцем по грифу на 2-е и 3-е ноты стремится приблизиться к той же громкости атаки, что и на взятых медиатором 1-х нотах.

 

 

Блюзовые фразы и смешанные гаммы

 

Rhoads любил блюзовый лад (1-f3-4- f5-5-f7) и часто использовал его характерную пониженную 5-ю ступень везде, где это было уместно. Для примера обрати внимание на акцент bB на рисунке Fig. 3A во фразе по E блюзовому ладу (E-G-A-bB-B-D), который основан на вступительной фразе соло в I Don't Know. Randy Rhoads часто смешивал фразы блюзового лада с диатоническими ладами, такими как эолийский (натуральный минор), фригийский (1-f2-f3-4-5-f6-f7) и гармонический минор (1-2-f3-4-5-f6-7).

Запоминающееся соло в Crazy Train (рисунок Fig. 3B) намешано из F# эолийского лада (F#-G#-A-B-C#-D-E) и F# блюзового лада (F#-A-B-C-C#-E).

 

 

Хроматизмы

 

Хроматизмы являются еще одним фирменным отличием стиля Randy Rhoads. Его хроматическая техника основана на простом использовании напряженных звуков (ноты, которые не входят в пентатонику и диатонические лады) все время хроматических модуляционных проходов, один из которых показан на рисунках Fig. 4A-B.

 

 

На рисунке Fig. 4A движение аналогично тому, что использовано в S.A.T.O., когда хаммер-он по минорной 3-й ступени передвигается на полтона вниз. Обрати внимание, что фраза начинается с двух нот аккорда (G и E, пониженная 3-я и тоника), затем хроматическое движение разрешается в 2 другие ноты этого же аккорда (D и B, пониженная 7-я и 5-я ступени). Рисунок Fig. 4B содержит животные мотивы: нисходящее 4-х нотное скольжение по гамме – в данном случае по нотам F-E-D-C из D минорного лада (D-E-F-G- A-Bf-C). Восходящие хроматические фрагменты по 4 ноты с глушением дают интересный эффект вместе с секвенцией Af-G-F поверх F минорного аккорда.

 

 

На рисунке Fig. 5 показана другая хроматическая хитрость гитариста, которая включает в себя ноты мажорных и минорных аккордов наряду с септаккордовыми арпеджио, движущимися вдоль первых двух струн.

В этом примере ноты A минорного аккорда (A-C-E) перемещаются вверх полутонами, затем переходят в верхнюю позицию арпеджио A минорного септаккорда (A-C-E-G), которое также повышается хроматически. На рисунке Fig. 6 сломаны границы хроматизмов трелями, которые повышаются с помощью постепенной подтяжки, выполненной безымянным пальцем левой руки. Обрати внимание, что, как и раньше, пример начинается и заканчивается двумя нотами одного и того же аккорда (G# и B [3-я и 5-я ступени], B и D [5-я и пониженная 7-я]).

 

 

Тэппинг и трели

 

В отличие от большинства сверстников в начале 80-х Randy Rhoads избежал повального увлечения тэппингом от Eddie Van Halen. Но когда он начал использовать тэппинг в своей игре, результаты были ошеломляющими (рисунок Fig.7). В захватывающей кульминации соло Flying High Again содержатся двойные тэппинговые/пулл-офф/хаммер-он секвенции, построенные на основе аккордовых нот, которые обрисовывают изменения. Некоторые из наиболее блистательных моментов в игре Randy Rhoads ошибочно воспринимаются, как исключительно тэппинговые.

 

 

Один такой пассаж с использованием пулл-офф на открытой струне, который прозвучал в середине концертного соло песни Suicide Solution, где он отправляет быстрый поток аккордовых нот на первой (Fig.8) и второй струнах.

Randy Rhoads также имел склонность к классическим трелям (две ноты играются с очень быстрым чередованием). Он мог использовать их для описания звуков аккорда при перемещениях. Это продемонстрировано на рисунке Fig.9, где ноты арпеджио аккорда Ff7 (F-Af-Cf-D) чередуются с нотами на полтона ниже.

 

 

 

Соло

 

Соло (рисунок Fig.10) представляет собой 15 тактов в стиле песен I Don't Know, Flying High Again, и Crazy Train. Первая половина (такты 1-8) расположена в тональности F# минор поверх прогрессии i-fVI-fVII-i-fIII-iv-Vsus-V (F#m-D-E-F#m-A-Bm-C#7sus4-C#). Такты 9-12 являются подготовкой к припеву поверх прогрессиий I-vi (D-Bm и E-C#m) во временных тональностях D и E мажор. В такте 13 соло возвращается в исходную тональность поверх прогрессии fVI- fVII-v-i (D-E-C#m-F#m) и далее разрешается прогрессией i-fVII-i (F#m-E-F#m).

Соло начинается в типичной манере Randy Rhoads со сложной подтяжки. Для извлечения двухоктавной гармоники агрессивно атакуй 3-ю струну медиатором и, одновременно с этим, скреби струну большим пальцем правой руки. Идеальным местом для этого будет над задней стороной датчика, расположенного возле грифа гитары.

Далее следует шквал пулл-оффов, придуманных на основе F# блюзового и F# эолийского ладов. После происходит восхождение по E мажорной пентатонике (E-F#-G#- B-C#) с помощью игры тремоло (тремоло – это игра одной ноты так быстро, как это только возможно). В такте 4 повторяется вступительная фраза соло по F# минорной пентатонике (F#-A-B-C#-E).

В такте 5 короткий мелодический пассаж завершается быстрой трелью (как в Crazy Train). Затем переходим к основному приему от Randy Rhoads (см. рисунок Fig. 4B). Вместо ожидаемого хроматического движения (модуляции по полутонам) мелодия расположена в B дорийском ладу (B-C#-D-E-F#-G-F#) по 3 ноты на струну. Хроматические фразы в тактах 7-8 построены по C# фригийскому доминантному ладу (C#-D-E#-F#-G#-A-B; строится от 5-й ступени F# гармонического минора).

Фейерверк в тактах 9-10 основан на пулл-офф фразах по открытым струнам, подобные которым были описаны на рисунке Fig.8. Акцентирование 1-й и 4-й ноты в каждой группе из 6-ти нот дадут тебе импульс, необходимый для этого стремительного пассажа. Аппликатура из 6-ти нот – 5 шагов по гамме вниз и один вверх – ведет прямо в сердце фразы в 11 такте, которая построена по E мажорной пентатонике. Необходимо отчетливо представлять себе данную аппликатору перед тем, как играть фразы целиком. В такте 12 арпеджио C# минорного септаккорда расположено почти полностью на 3-й струне. Фиксируй внимание на 9-м ладу, чтобы сыграть фразу точно.

В следующем такте мы сталкиваемся с быстрыми трелями. Ориентируйся на ноты аккорда D мажор (D-F#-A), и это поможет тебе двигаться вперед. В конце ты столкнешься со сравнительно простым восходящим пассажем по E мажорной пентатонике и парой даблстопов (F#/C# и E/B), которые обеспечивают музыкально и логическое завершение соло.

Теперь мы уже изучили тему соло шаг за шагом. Повтори ее, обращая особое внимание на ритмическое разнообразие, которое является еще одной характерной чертой замечательных соло от Randy Rhoads.

 

 

Источник: www.guitarworld.com

Автор: Tom Kolb

Социальные кнопки для Joomla