Как играть The Beatles - While My Guitar Gently Weeps

Это классическая песня от George Harrison с соло от Eric Clapton. Steve Allswarth познакомит тебя с оригиналом и замечательной версией соло от Jeff Healey.

Наряду с Something и Here Comes The Sun, While My Guitar Gently Weeps относится к лучшим песням, которые George Harrison написал в составе The Beatles. Она вошла в альбом The Beatles 1968-го года, который часто называют The White Album. В то время George читал древнюю китайскую книгу «книга перемен» и был вдохновлен системой восточных предсказаний. Запись началась в июле 1968-го и первоначально песня состояла лишь из гитары и органа плюс дополнительный куплет (эта версия включена в сборник Anthology 3 1996-го года).

 

WhileMyGuitar

 

Сначала Harrison попросил Eric Clapton поиграть на коротком фрагменте записи. Как ранее на песне I'm Only Sleeping с альбома Revolver, George записал соло в While My Guitar Gently Weeps задом наперед, но не был окончательно удовлетворен результатом. Будучи огорченным тем фактом, что у него нет в голове других идей для соло, он пригласил Клэптона для записи ведущей гитары. Eric и George подружились на рождество 1964-го, когда The Yardbirds открывали рождественское шоу перед The Beatles. Но Clapton с неохотой принял предложение, так как никто до того момента не играл на записях The Beatles в качестве приглашенного музыканта. Уже давно ходили слухи, что George имеет проблемы в общении с остальными участниками группы. Участие Эрика в записи позволило несколько снизить это напряжение. Несмотря на то, что Eric Clapton не был упомянут в качестве музыканта из-за контрактных обязательств, его соло было упомянуто как исполненное неким Eddie Clayton.  Когда Harrison в качестве благодарности участвовал в написании и записи песни Badge группы Cream, он был упомянут как L'Angelo Misterioso.

 

Рейтинг сложности Guitar Techniques: умеренно, 3,5/5.

Тональность: A (ля) минор.

Темп: 114 ударов в минуту.

 

Эта песня поможет тебе улучшить:

1) построение аккордов,

2) подтяжки на тон и полтона,

3) экспрессивное вибрато.

 

«Крупнейшим рывком в моей карьере стало присоединение к The Beatles. Вторым крупнейшим рывком стал уход от них же.»

© George Harrison

 

Пока Джордж занимался партиями акустической гитары и Hammond органа, Клэптон играл искусно арпеджированную ритм партию, а также большинство заметных заполнение и соло. Две части редко совпадают, поэтому я подобрал их и ты можешь свободно их смешивать. Структура песни предельно простая. Заметна нисходящая басовая линия A-G-F#-F создает повторяющийся фон для большинства куплетов и соло. Куплеты в идеале должны быть сыграны в точном соответствии с оригинальными арпеджио, но не стоит излишне увлекаться игрой нота в ноту.  Заполнения встречаются в тактах 7-8 поверх аккордов C-E и D-E и, по большей части, используют A минорную пентатонику и обыгрывают аккорд E при помощи интервалов 6-й ступени. Тут все взаимозаменяемо, так что импровизируй и корректируй все это в соответствии с собственным вкусом. И под конец мы подумали, что было бы здорово добавить сюда ураганное соло от Jeff Healey с его версии данного трека, которая признана величайшей кавер версией с блистательной игрой от канадского блюз рокера. Хотя версия Healey записана в темпе на 10 ударов в минуту быстрее оригинала, мы старательно подогнали ее под оригинальный темп.

 

 

Немного о технике. Плачущее вибрато Эрика

 

Имитация  плачущего вибрато Эрика может стать интересным и полезным вызовом. Пробуй подтянуть ноту вверх, как ты делаешь это обычно, и применить к ней вибрато.  После чего медленно опускай ноту вниз продолжая делать вибрато. Тебе потребуется немного времени, чтобы отработать это движение, но это звучит чрезвычайно хорошо на широких подтяжках от A до C на полтора тона в начале соло. Используй в качестве наглядного образца этой техники расширенное соло Эрика на концерте 2002 года в память о Джордже Concert for George, на котором подтяжки звучат особенно эмоционально.

 

 

Получи звук

 

На этой записи Eric Clapton использовал свое легендарный Gibson Les Paul Standard цвета Wine Red выпуска конца 50-х в связке с усилителем Marshall. Его широко известный «женский тон» здесь не столь очевиден, так как Клэптон попросил George Martin сделать свою партию максимально непохожей на все прочие его записи, поэтому эффект flanger звучит немного расстроенным. Старайся не переусердствовать с ручкой gain, если хочешь получить подгруженный, но не перегруженный звук.

 

amp

 

 

Запись песни

 

Альбом The Beatles мог бы стать наиболее противоречивым альбомом группы из-за внутренних конфликтов между участниками, но тем не менее он содержит в себе несколько бесспорных жемчужин. While My Guitar Gently Weeps также появилась на записи The Concert for Bangladesh 1971-го и в виде более легкой версии с акустической гитаре на Anthology 3 1996-го года, которая позволяет оценить эволюцию песни.

 

 

Советы по игре

 

Такты 1-7. Вступление на пианино от Paul McCartney может также хорошо прозвучать на гитаре, поэтому я добавил здесь простую аранжировку для тебя.

 

Такты 9 и до конца. В этих тактах Eric Clapton использует простую структура для планирования аккордовой прогрессии по типу «ведущей ритм партии». Каждый аккорд  обыгрывается, главным образом,  арпеджио, дабл стопами, стаккато и хаммер-онами. Немного убавь громкость ручкой на гитаре и применяй легкую атаку медиатором, чтобы не сильно мешаться вокальной партии и затем быстро появляться с более громким и тяжелым звуком в заполнениях.

 

01

 

Такты 15-16. Хотя Клэптон и исполняет этот блистательный рифф, гитара Харрисона также присутствует на записи, в частности на даб трэках гитар и на стаккатных фрагментах. Одной из фирменных фишек от Эрика является использование мажорного септаккорда (G#), который он очень любил применять в своих старых блюзовых соло.

 

Такты 31-32. Небольшая соединительная вставка, как здесь, является очень важной в поддержании интереса слушателей. Одной из фишек в стиле Steve Cropper (гитарист, играющий Rhythm and blues) является использование диатонических мажорных и минорных 6-х интервалов до разрешения аккордом E. Обрати внимание, что ноты C# и A не используются в пятой позиции (от 5-го лада), чтобы это не звучало как заезженное клише.

 

 

02

 

Такты 55-62. Повторяющейся темой на протяжении всего соло Эрика является полуторатонная подтяжка от A до C. Поэтому стоит потратить время, чтобы убедиться в точности выполнения этой подтяжки, а также предварительной подтяжки и удержании подтянутой струны с вибрато. Гораздо проще это сделать на 3-й струне, но тебе следует также потренироваться делать это на 10-м ладу 2-й струны, чтобы запомнить разницу в силе подтяжки и улучшить аккуратность исполнения в целом.

 

03

 

Такты 64-69. Всегда держи в уме 4-ю аппликатуру минорной пентатоники (ля-минор аппликатура) чтобы избегать случайного прижатия 2-й струны на 12-м ладу. Помни, что нота C является минорной 3-е ступенью, поэтому ты всегда можешь добавить блюзового оттенка в свое соло. Но остерегайся надолго задерживаться на ноте C#, если не хочешь вылететь из тональности A минор – переизбыток мажорной тональности в минорном аккорде не всегда является желательным.

 

04

 

Такты 103-109. Первые такты заключительного соло Эрика основаны на интересной ритмической идее. Главное здесь придерживаться ритма, делая вибрато. Вибрато Эрика всегда замечательно, но лишь немногие могут повторить его столь же эмоционально и музыкально. На длинных вибрато ты легко можешь прозвучать дергано и фальшиво, если не будешь осторожным.

 

05

 

Относится ко всем тактам. Мы можем увидеть в треке, как Клэптон выстраивал свою игру в те времена. Он выглядит как прирожденный мастер в написании соло, который превращал его в маленькие произведения искусства. С самого начала песни и до самого конца нарастает динамика, но все происходит в рамках контекста песни.

 

06

 

Такты 119-128. Клэптон перемещается на 17-й лад, чтобы добавить немного волнительности своему пассажу. И все это без малейшего намека на его классическое звучание «медленной» руки (slowhand). Удели наибольшее внимание фразировке и мелодии, звукоизвлечению и вибрато, а не скорости.

 

Его попадание в ритм и фразировка образцовы. И даже несмотря на то, что фразы откровенно похожи друг на друга, он заставляет звучать минорную пентатонику по-настоящему музыкально. Суть этого явления в ощущениях и звуке. А теперь перейдем к Jeff Healey, фанату Эрика, который много всего позаимствовал из стиля своего кумира.

 

07

 

 

Соло от Jeff Healey

 

Такт 6. Нота используется здесь в простом, но очень эффективном арпеджио G мажор. Звучит здорово при смешивании с первой аппликатурой минорной пентатоники.

 

Такты 7-8. Пулл-оффы звучат великолепно поверх нисходящей части аккордовой прогрессии (такт 8, аккорд E). Хотя это всего лишь секвенции по минорной пентатонике. Тебе следует быть аккуратнее с звучанием лишних нот когда ты перемещаешься между струн. Поэтому избегай прижатия нескольких струн на 5-м ладу указательным пальцем.

 

Такты 15-17. Джеф двигается по мелодической тропинке через аккорды E и A, выбирая в качестве цели 3-ю мажорную ступень каждого из аккордов. Этот подход лучше работает в конце соло, тогда как в середине песни идея использования одного лада, который подходит ко всем аккордам, звучит привычнее.

 

08

 

 

Источник: Guitar Techniques (October 2010)

Автор: Steve Allswarth

Социальные кнопки для Joomla