Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Подвижные игры в школе в помещении и на воздухе для детей младших, средних и старших классов Список использованной литературы

Младшим школьникам лишь бы побегать, потолкаться, их, и мальчиков, и девочек, привлекают игры на быстроту реакции.

Караси и щука

С помощью считалки или просто по желанию выбирают одну или двух «щук». Остальные — «караси» — должны перебежать с одного конца площадки на другой и не быть «пойманными» (осаленными) «щуками». Те, кого поймали, берутся за руки и постепенно образуют круг посреди площадки — «корзинку». Теперь «караси» могут спрятаться в «корзинке» — «щукам» в нее не пробраться, но они обычно подстерегают «карасей» на выходе из убежища. Пойманные «караси» становятся частью «корзинки». Игра заканчивается, когда пойман последний «карась».

Взятие крепости

Игрок, которому достается роль «крепости», располагается позади «защитника» и держится за него. За спиной «защитника» он скрывается от мяча, которым остальные игроки, стоящие в кругу, пытаются его осалить. «Защитник» ловит или отбивает мяч, постоянно двигаясь и уворачиваясь вместе с «крепостью». Когда «крепость» наконец «взята», то есть мяч коснулся игрока, выбирают новую пару.

В 10-12 лет популярными среди детей становятся так называемые игры с выбором партнера — их великое множество у всех народов, например, у русских это «Горелки» и «Заинька». Такие игры были обязательным элементом гуляний молодежи и позволяли «приглядеть» будущего жениха или невесту. Современные дети тоже не прочь выразить свои симпатии, и игра создает для этого все условия — в хороводе можно, не вызывая подозрений, сколько угодно держаться за руки, можно «случайно» выбрать понравившегося партнера и на пару проделать движения, предписанные игрой. На этот раз мы предлагаем разучить две венгерские игры.

Шодер

Участники, взявшись за руки, образуют круг, а примерно треть их по желанию входят внутрь круга.

Все поют:

Гори, костер, гори и ярче нам свети.
Где-то тут дружок мой милый, как его найти?

Круг движется против часовой стрелки, а те, кто внутри круга, идут навстречу этому движению и присматриваются: кого выбрать другом, к кому подойти. Под конец песни выбор сделан, все останавливаются и хлопают в ладоши: стоящие внутри круга хлопают своими ладонями по ладоням тех, кого они выбрали.

При этом поют:

Шодер, июдер, тебя я другом выбираю
И тебе на память улыбку я дарю.

После этого улыбаются друг другу и меняются местами.

Поезд жужи

(Жужи — имя девочки) Все берутся за руки и идут по кругу с песенкой: Посмотрите-ка, ребята, поезд уж идет. Пойте песню вместе с нами, Жужи нас зовет.

Ла-ла-ла-ла,

Ла-ла-ла-ла,

Ла-ла-ла-ла,
Ух!

Водящий — «машинист» — движется в противоположном направлении внутри круга, и на слове «зовет» останавливается перед одним из игроков по своему выбору. Ла-ла-ла-ла — поклон и широкий взмах правой рукой. Ла-ла-ла-ла -поклон и такой же взмах левой рукой. Ла-ла-ла-ла — поклон и взмах двумя руками. Выбранный из круга человек повторяет все действия за «машинистом». На слово «ух!» водящий подпрыгивает и переворачивается на 180°, а выбранный из круга человек прицепляется к нему «паровозиком», и они продолжают движение вместе. Так происходит до тех пор, пока все игроки не переместятся внутрь круга.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Описание игры

Для данной игры необходимо заранее приготовить мяч. Перед началом игры дети выстраиваются в шеренгу.

Ведущий по очереди бросает участникам мяч, одновременно называя любой предмет, подходящий под категорию "съедобное" или "несъедобное". Если названная вещь несъедобна, игрок должен отбить мяч, если съедобна - поймать.

Участника, который ошибся, поправляют остальные дети.

Существует еще один вариант данной игры: ведущий называет только категорию - "съедобное" или "несъедобное", а дети поочередно подбирают соответствующие названия предметов.

Игры для детей среднего школьного возраста

Несомненно, что при выборе игры необходимо учитывать возрастную категорию. С учетом этого требования воспитатель должен знать особенности психологического развития детей.

По традиционной классификации средний школьный возраст наступает как раз с 10–12 лет и совпадает с отрочеством, которое длится до 14–15 лет. Многие преподаватели и воспитатели считают, что этот возраст самый сложный в преодолении. Может быть и так, но гораздо проще его преодолеть, если понимать внутренние мотивы подростка и проявлять к нему понимание. Это облегчит организацию учебного процесса и повысит его эффективность.

Почему этот период считается самым сложным? В подростковом возрасте дети начинают проявлять свою личность в более открытой форме, они экспериментируют и переживают конфликты внутренние и внешние. То есть сталкиваются с несоответствием или несовместимостью каких-то своих идеалов и желаний с реальной действительностью и переживают конфликты в обществе - ссоры между сверстниками, сообщения о локальных конфликтах и проч.

В это время подросток начинает по-новому осваивать свое положение в семье, обществе. А стремление обрести себя как личность порождает желание отчуждения от всех, кто оказывал на него влияние. Это выражается в негативизме - духе противоречия - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам. Если раньше ребенок испытывал эмоциональный голод и стремился к тому, чтобы взрослые его оценили, выказали свое расположение, похвалили, то теперь ребенок стремится к себеподобному обществу, идентифицироваться со своими сверстниками - ведь они имеют такой же жизненный опыт.

Поэтому дружба среди подростков имеет такое важное для них значение. Она дает возможность глубже познать друга и самого себя. Дружба как социальное явление учит сложным рефлексиям на другого человека не только в момент доверительного общения, но и в перспективе будущего. Рефлексии на себя открывают подростку глубины несовершенства мира и самого себя, что приводит к психологическому кризису. Это явление неизбежно. Ребенок через преодоление этого кризиса обогащает свой внутренний мир новыми мыслями, знаниями, чувствами, эмоциями.

Дело же воспитателей и преподавателей на данном этапе развития состоит в том, чтобы не дать подростку уйти в себя, помочь преодолеть психологический кризис, направить его развитие в нужное русло.

Раньше ребенок был увлечен игрой, учебой, теперь приоритетную роль играет общение со сверстниками. У подростка меняется внутреннее отношение к школе и процессу обучения. Теперь игру и общение стоит рассматривать как школу социальных отношений.

Учеба занимает в жизни подростка большое место, и, что примечательно, ребенок охотно принимает те виды учебной деятельности, которые позволят ему доказать свою взрослость самому себе и окружающим. В связи с осознанием жизненных перспектив, своего места в будущем, профессиональных намерений возникают новые мотивы познавательной деятельности, усиливается мотивация учения.

Развитие речи подростка определяется в этом возрасте тем, что язык воспринимается им как знаковая система, которая позволяет отражать окружающую действительность и фиксировать определенный взгляд на мир. Подросток понимает, что развитие речи означает развитие познавательной активности. Он стремится обогатить свой словарный запас. Это обуславливает выбор преподавателей познавательных и ролевых игр по школьным предметам. Подростки охотно играют в различные викторины и брейн-ринги, где они могут удовлетворить свои притязательства на признание, лидерство и показать свои сильные стороны.

Учитывая развитие высших психических функций важно отметить следующее. Развитие сенсорного восприятия достигло уровня эстетического удовольствия от освоенных умений читать, видеть, слышать и воспроизводить: прочитанное, увиденное, услышанное. Люди именно в подростковом возрасте наиболее восприимчивы к музыке. Слушание музыки непосредственно, а иногда совершенно непроизвольно, сопровождается двигательными реакциями. Способность воспринимать музыку помогает развитию музыкально-ритмического, эмоционально-ладового чувства (интонирование).

Говоря о мышлении, нельзя не сказать, что в подростковом возрасте вырабатывается формальное мышление. Подросток может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, он может уже действовать по логике рассуждения. Ребенок уже в состоянии сам анализировать результаты деятельности. Правда, стоит оговориться, что данные суждения подходят для детей с высоким уровнем рефлексии и высокой познавательной активностью.

Внимание, память и воображение в подростковом возрасте приобретают самостоятельность. Подросток может произвольно и непроизвольно концентрировать свое внимание, в то время как детей младшего школьного возраста какой-либо вид деятельности захватывал, и ребенок непроизвольно концентрировал свое внимание и погружался в нее. В подростковом возрасте память изменяет свой характер - от механического запоминания к смысловому, при котором обязательно задействуется мышление. Воображение может превратиться в свободный вид деятельности, когда подросток может комбинировать его с другими видами психических функций. Воображение оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу, влияя тем самым и на познавательную активность.

Более высокая способность выдерживать физические нагрузки и психологическая характеристика детей в этом возрасте (стремление к соревнованию и утверждению авторитета среди сверстников) объясняет их предпочтение в выборе спортивных игр. Им интересны сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры с элементами борьбы и сопротивления, выручкой и взаимопомощью. Длительность и интенсивность игр увеличивается, но следует избегать нервного и физического напряжения, чтобы не допустить перевозбуждения и усталости.

Учитывая все эти психофизиологические особенности подростков можно сделать выводы о том, что игровая деятельность в этом возрасте одновременно и развлечение, и способ освоения некоторых правил взаимодействия с другими людьми, а также способ развития знаний об окружающем мире.

"Перетягивание палки"

Спортивная игра, которая проводится на свежем воздухе. Способствует развитию силы и ловкости.

Количество участников: от 4 до 12 человек (обязательно четное).

Описание игры

Для данной игры понадобится инвентарь: гладко обработанные деревянные или пластмассовые палки. Участники должны расположиться на песке или траве попарно, лицом друг к другу, плотно соприкоснуться всей поверхностью ступней и прочно ухватиться за палку (обеими руками). Игра начинается по команде ведущего. Игроки начинают изо всех сил перетягивать палку к себе, стремясь к тому, чтобы соперник приподнялся с пола. Победителем считается тот, кто сумел "поднять" противника над землей. Для того чтобы игроки не мошенничали, ведущий должен объяснить правила перед началом занятия: палку можно тянуть только к себе, не "выдергивая" ее в стороны или вверх, а также не выполняя запрещенных силовых приемов.

"Салочки"

Незаслуженно забытая русская игра, известная во множестве вариантов. Проводится на открытом воздухе или в достаточно просторном помещении. Игра развивает спортивную реакцию, ловкость и скорость.

Описание игры

Перед началом игры один из участников поднимает вверх правую руку и объявляет: "Я - салочка". После этого он прикасается рукой к любому игроку и сразу отбегает в сторону. Осаленный участник должен дотронуться до другого человека и т. д. Разумеется, во время занятия игроки не остаются на месте, а быстро передвигаются, стараясь избежать контакта с водящим. Продолжительность игры - произвольная.

"Салочки на одной ножке"

Данная игра является одной из разновидностей салочек, но с усложненным заданием. Игра способствует развитию координации движения.

Количество участников: от 3 до 15 человек.

Описание игры

Основные правила игры те же, что и в обыкновенных салочках, но участники и водящий должны прыгать на одной ноге. Игрок, случайно наступивший на пол или землю второй ногой, считается побежденным.

Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе всеобщего среднего образования и внешкольного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта. В подвижных играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно будет исправить.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем, в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе; игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться выручить попавших в "плен".

Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр.

Подвижная игра является эффективным средством воспитания, но только при условии, что она соответствующим образом подобрана, правильно проводится и используется. Набирая игру, преподаватель должен учитывать задачи, поставленные перед уроком, возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, количество детей, условия проведения игры, форму занятия (урок, перемена, праздник, прогулка), место ее проведения, наличие пособий и инвентаря.

Объяснение игры должно быть кратким и логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения: название игры, роль играющих и месте их расположения, ход игры, цель, правила.

Во многих играх действуют водящие. Выделять водящих можно разными способами: по назначению руководителя, по жребию, по выбору играющих, по результатам предыдущих игр, по считалке, по названному числу.

В командных играх очень важно распределить участников с таким расчетом, чтобы команды были равны по силам, иначе игра будет неинтересной. Делить участников игры на команды можно по расчету номеров, усмотрению руководителя, по сговору, перестроением в движении, по желанию, выбору капитанов, могут быть и постоянные команды.

Перед началом игры, после объяснения ее содержания, для подсчета очков, раздачи инвентаря руководитель назначает помощников. В младших классах роль помощников могут выполнять физически менее слабые дети, в средних и старших классах - учащиеся, которые известны как хорошие игроки, беспристрастные судьи.

Руководитель должен быть объективным, следить, чтобы командам и отдельным участникам были созданы равные условия. Справедливая и точная оценка игры и ее результатов имеет большое значение в командных играх, где все внимание участников направлено на успешное решение поставленной перед командой задачи.

Задача преподавателя - правильно определить дозировку нагрузки в игре. Для того, чтобы снизить нагрузку, во время игры руководитель делает, по мере возможности, кратковременные перерывы, которые используются для разбора ошибок, подсчета очков, уточнения правил, назначения новых помощников. Затягивать игру не следует, потому что дети устанут, и игра для них станет неинтересной. Поэтому важно своевременно закончить игру, заранее предупредив участников словами: "Осталось две минуты", "Играем еще до одного очка". Неожиданное окончание игры неблагоприятно действует на разгорячившихся ребят, они долго не могут успокоиться.

После проведения игры преподаватель объявляет результаты, оценивает действия отдельных игроков и указывает на допущенные ошибки.

Методика проведения подвижных игр

1. С детьми младшего школьного возраста:

Объяснение игры - сюжетно-образное (в основном в I классе),

Обращение - дети (в I классе);

В I классе свистком не пользоваться;

Выбор водящих - по назначению преподавателя, считалке, итогам предыдущих игр;

Основные правила объясняются перед игрой, остальные вводятся по ходу.

2. С детьми среднего школьного возраста:

Увеличивается количество правил, которые объясняются перед игрой;

Выбор водящих - все способы, кроме считалок;.

Деление на команды - все способы, кроме выбора капитанами и по желанию. Команды небольшие, с равным количеством девочек и мальчиков в каждой команде;

В играх учитывать качество выполнения заданий.

3. С учащимися старшего школьного возраста:

Игры проводятся отдельно для юношей и девушек;

Игры командные, носят соревновательный характер;

Используются все способы деления на команды;

Возрастает объективность судейства с учетом качества выполнения;

Используется в основном словесный метод.

Отбирая игры, следует иметь в виду, что не существует резной грани между играми детей различного возраста. Есть целый ряд игр, которые с одинаковым увлечением играют дети и взрослые, например, лапта, городки, игры-аттракционы, эстафеты. Но при этом необходимо помнить, чем старше дети, тем шире их кругозор, тем лучше они развиты физически. Знание возрастных особенностей детей, их интересов и запросов поможет организатору в выборе игры.

Практический материал: игры, в которых могут участвовать два, три и более учащихся

1. Игры с элементами бега

1. Быстро по местам! (подготовительная часть урока, младший, школьный возраст)

Играющие строятся в шеренгу или колонну. По команде учителя: "На прогулку - марш!" все разбегаются или выполняют различные движения (общеразвивающие упражнения, прыжки), продвигаясь к противоположной стороне площадки. По второй команде: "Быстро по местам!" все должны построиться в исходное положение.

Правила; I. Проигрывает тот, кто занял место последним.

2. У ребят порядок строгий(подготовительная часть урока, младший школьный возраст)

Играющие стоят в одной шеренге (построения могут быть разные). По команде учителя: "Разойдись!" ученики выходят из шеренги, расходятся в разных направлениях и произносят речитатив или поют:

У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!

По окончании этого куплета учитель командует: "Становись!" Игроки стараются быстрее выполнить команду, строясь по росту в шеренгу на указанном месте. Затем учитель меняет место построения.

  1. При построении учащийся должен давать товарищу дорогу, запрещается толкаться и силой занимать свое место.
  2. Все действия начинать и кончать следует только по команде учителя.
  3. Выигрывает тот, кто окажется наименьшее количество раз последним при построении.

3. Коршун и наседка (подготовительная часть урока; младший, средний, старший школьный возраст)

Один из играющих - коршун, второй - наседка, третий - цыпленок. Цыпленок становится за наседкой и держится за нее, коршун - перед наседкой, лицом к ней. По сигналу он старается схватить цыпленка, но сделать это нелегко, так как наседка все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а цыпленок, повторяя все движения наседки, прячется за нее. Игра заканчивается, когда коршун осалит цыпленка. Если игроков больше, то они все становятся цыплятами.

Правила: I. Игру начинать только по сигналу. 2. Коршун, осаливший цыпленка, становится на место наседки, наседка на место цыпленка, цыпленок становится коршуном. 3. Если цепочка разорвалась, то виновник разрыва становится коршуном.

2. Игры с элементами общеразвивающих элементов

1. Класс, смирно! (подготовительная и заключительная части урока, младший школьный возраст)

Играющие становятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к играющим, подает команды для выполнения общеразвивающих или строевых команд. Ученики должны их выполнять лишь в том случае, если учитель предварительно перед командой скажет слово "класс". Если слово "класс" он не произнесет, то реагировать на команду не надо.

Правила: 1. Допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает играть. 2. Выигрывает тот, кто останется на исходном положении или сделает наименьшее количество шагов вперед. 3. Игрок, не выполнивший команды с предварительным словом "класс", делает шаг вперед. 4. Игрок, пытавшийся выполнить команду без предварительного слова "класс", делает шаг вперед.

3. Игры с элементами метания (игры проводятся в основной части урока)

Стой! (младший и средний школьный возраст)

Игроки образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с маленьким мячом выходит на середину круга, сильно ударяет им о землю и называет чей-нибудь номер. (Если играющих мало, 2-3 ученика, то можно по именам). Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Выбранный номер, поймав мяч, кричит: "Стой!" Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит вновь: "Стой!" и старается осалить им кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим, играющие становятся в круг, и игра начинается сначала.

  1. По команде: "Стой"" никто не имеет права сходить с места.
  2. Пока водящий не взял мяч, играющие могут перемещаться по площадке как угодно.

2. Попади в мяч средний и старший школьный возраст)

Посредине площадки кладется волейбольный мяч. Играющие делятся на две команды и строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки (или по одному игроку с каждой стороны). Желательно, чтобы между ними было расстояние 18-20м. Перед носками играющих проводится черта. Игроки получают по мячу для тенниса.

По сигналу игроки, не заходя за линию, метают малые мячи в волейбольный мяч, находящийся посредине площадки, стараясь откатить его к команде соперников за черту. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.

  1. Бросают мячи по сигналу.
  2. При броске нельзя заступать черту.
  3. Если волейбольный мяч выскочит в сторону от играющих, его возвращают на прежнее место.
  4. Если малые мячи остаются в поле, за ними можно выбегать в поле и подбирать.

4. Игры для развития физических качеств (игры проводятся в конце подготовительной части урока, для среднего и старшего школьного возраста)

1. Сильная схватка (воспитание силы)

Играющие становятся друг к другу спиной и на вытянутых вверх руках, держат гимнастическую палку. По сигналу соперники, наклонясь вперед, стараются оторвать противника от земли.

Бег, волоча ногу - народная игра(развитие скоростно-силовых качеств, ловкости)

Участники делятся на две команды – “охотников” и “зверей”. Каждый “охотник” выбирает себе партнера из команды “зверей” и играет с ним до конца игры.

На площадке проводятся три параллельные линии: первая - старт для “охотников”; вторая - старт для “зверей”; третья - финиш. Расстояние между линиями зависит от подготовки играющих и размеров площадки. “Охотники” и “звери” принимают на старте исходное положение: упор присев, правая (левая) в сторону. По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) “охотников” и “зверей”. Каждый “охотник”, крича: “Лови! Догоняй!” стремится до финишной линии догнать своего партнера – “зверя” Непойманные “звери”, а также догнавшие своих “зверей” “охотники” считаются победителями. Проигравшие катают победителей на спине (условленное расстояние).

  1. Игроки, начавшие бег до сигнала, считаются проигравшими.
  2. Ловить можно только за линией финиша.
  3. Игрок, изменивший исходное положение во время бега, считается проигравшим.

В данную игру можно играть и вдвоем.

Минутка (заключительная часть урока; развитие быстроты, внимания)

Занимающиеся после интенсивной работы спокойно идут друг за другом. По сигналу преподавателя каждый игрок начинает отсчет времени. Ровно через одну минуту игроки должны остановиться. Преподаватель должен внимательно следить за секундомером и играющими. Когда все играющие остановятся, он указывает на тех, кто наиболее точно выполнил задание. Во время упражнения не следует обращать внимания на других занимающихся. Полагаться надо на собственное чувство времени.

Возрастная группа 10-12 лет, 5-7 классы.

Физиологические особенности - большая устойчивость в работе сердца, увеличивается емкость легких, хотя дыхательная система еще не достаточно развита. Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще недостаточно развиты, поэтому организм еще недостаточно подготовлен к длительным силовым напряжениям, односторонним нагрузкам. Дыхательная система значительно более развита по сравнению с младшим школьным возрастом, но дыхание не достаточно глубокое. Совершенствуется нервная система, нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга.

В этом возрасте (10-12 лет) дети более податливы к развитию и совершенствованию ловкости, обогащается их тактика поведения в играх. Широко используются навыки, приобретенные в младших классах.

Учитывая эти особенности, следует выбрать игры с кратковременными силовыми напряжениями динамического характера («Бой петухов»). Желательно использование игр с преимущественной направленностью воздействия на отдельные скоростные и силовые способности, но не требующие предельного напряжения циклического характера («Скакуны» и др.) При максимально допустимой длительности эти и им подобные игры содействуют воспитанию выносливости.

Психологические особенности возраста выражаются в возрастании регулирующей роли коры головного мозга. Тормозные функции развиты значительно лучше, сильнее развита волевая сфера. развивается способность к отвлеченному мышлению, сознательному контролю движениями. Способность к отвлеченному мышлению, приобретенный запас знаний, и двигательный опыт позволяют детям 10-12 лет осваивать более сложные игры с многочисленными правилами и сложными взаимоотношениями («Борьба за мяч», «Мяч капитану»).

Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх (особенно организуемых самостоятельно).

Формирование у детей осознанного внимания позволяет им в процессе занятий подвижными играми более организованно, целенаправленно управлять своими действиями, осуществлять самоконтроль над выполнением большего числа правил и одновременно сосредотачиваться на нескольких действиях в различных игровых ситуациях. Эта особенность отражается в играх со сравнительно продолжительными действиями, подчиненными одной ведущей задаче («Сильные и ловкие»), а также игр, сочетающих несколько основных движений («Эстафеты»).

Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, подростки должны уже выполнять волевую работу по запоминанию. Это ярко выражено в играх, когда от точно запоминаемого порядка в действиях зависит выигрыш или победа («Школа мяча», «Передай мяч и садись» и др.).

В содержании и форме большинства подвижных игр 10-12-летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма, ответственности за поступки и других положительных качеств и черт характера. Игры строятся на более сложных взаимоотношениях между участниками, основанных на опыте совместных игровых действий, общих для всего играющего коллектива. Наиболее подходящие игры, в которых каждый участник может наилучшим способом показать свои личные возможности и использовать их в интересах своей команды («Эстафеты», «Вызов», «Часовые и разведчики»).

В дальнейшем возможно использование контактных игр с разделением на команды («Перетягивание за черту»). Добиваясь победы в таких играх, играющие могут заставлять игроков другой команды делать промахи, ошибки, ставить их в невыгодные условия («Борьба за мяч»).

Некоторые игры детей среднего школьного возраста не предусматривают разделение на команды и представляют совместную борьбу участников против водящих («Не давай мяча водящему»).

В связи с акселерацией наступает раннее половое созревание у девочек (10-12 лет). Ученые считают, что физическая акселерация идет параллельно с психической. Современные дети более развиты, чем предыдущее поколение.

В связи с ускорение полового созревания наблюдается дисгармония физиологических функций нервной и сердечно сосудистой системы. Отмечаются нарушения функций вегетативной нервной системы (головокружение, сердцебиение, повышенная чувствительность к звукам, запахам и др.).

Все это отражается на играх детей - они неуравновешенны, бурно проявляют свои эмоции в процессе игры. В связи с этим необходимо повышать требования к соблюдению правил игры, при чрезмерной возбудимости делать перерывы в игре.

В этот период начинают проявляться различия между полами. Мальчики имеют некоторые преимущества перед девочками в играх с бегом на скорость, в играх с элементами борьбы, сопротивления, в играх с метаниями на дальность. необходимо учитывать эти различия и формировать команды равные по силам (с одинаковым количеством мальчиков и девочек в командах). В играх на выносливость и с сопротивлением надо делать команды по полу и проводить игру между мальчиками и девочками отдельно.

Возрастная группа 13-14 лет (7-8 классы) относится к старшему среднему школьному возрасту.

Физиологические особенности: подростковый возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Усиленно растет костная система, хотя процессы окостенения скелета еще не закончены. Мышечная система продолжает развиваться, но еще отстает от общего роста тела. Увеличивается относительная масса мышц и их сила. Мышцы постепенно приспосабливаются к умеренным статическим нагрузкам, к значительным, но недолговременным напряжениям.

Сердечнососудистая система подростков хорошо приспосабливается к высоким, но не чрезмерным нагрузкам. В играх с большой подвижностью (когда все или большинство занимающихся одновременно участвуют в таких движениях, как бег, прыжки или метания, передача и ловля мяча в сочетании с бегом, прыжками или сопротивлением противника) у подростков воспитывается выносливость («Мяч капитану», «Перетягивание каната»).

Высшие отделы центральной нервной системы подростков функционируют активнее. К 14 годам в основном заканчивается развитие двигательного анализатора. Это способствует улучшению координации, точности и экономичности движений в играх, обуславливает возможности совершенствования в новых, более сложных игровых действиях. Поэтому в 7-8 классах становятся вполне доступными наиболее сложные по техническим приемам и тактическим действиям подвижные игры («Лапта», игры, подготовительные к баскетболу и волейболу и др.).

В этом возрасте начинается половое созревание мальчиков. Усугубляется различие полов. Для девочек - подростков подходят те же подвижные игры, что и для мальчиков, однако, девочки уступают мальчикам в играх, требующих быстроты движений, большого напряжения сил, сравнительно интенсивных активных длительных действий. Поэтому следует соблюдать равенство при разделении на команды. Можно также проводить соревнования по подвижным играм между командами мальчиков и девочек, с условием, что команды примерно равны по подготовленности.

Психологические особенности: мышление и речь детей 13-14 лет становятся более зрелыми. Сложные по содержанию и форме игры подростков («Мяч капитану», «Лапта») требуют расчетливого применения ряда ранее усвоенных двигательных навыков в новых сочетаниях и комбинациях, при большей сложности игровых ситуаций. Опора на определенный круг ранее усвоенных двигательных умений и навыков предоставляет играющим простор для дальнейшего образования, закрепления и совершенствования новых технических умений.

Стремление подростков к совершенствованию в сложных подвижных играх пробуждает их к самостоятельному анализу игры, к объективным логическим заключениям. Все это во многом обуславливает становление у подростков преднамеренного восприятия, увеличение его объема, а также развитие способностей к устойчивому, сосредоточенному вниманию.

Развитие памяти у подростков позволяет им заучивать многочисленные правила игр, запоминать наиболее целесообразные игровые приемы и действия.

Значительно развиваются и обогащаются нравственные представления и социальные чувства подростков, укрепляются их воля и настойчивость. Этому способствует командный характер игр, четкое соблюдение правил игры, объективное судейство. Большинство игр носит полуспортивный характер, или игры, подготовительные к видам спорта. В них входят элементы техники изучаемых видов спорта («Десять передач»), «Пасовка волейболистов» и др.).

Также в этом возрасте широко используются игры на местности, где разнообразные естественные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье и др.) усложняются дополнительными заданиями на ориентировку, наблюдательность, слух, маскировку. На занятиях плаванием рекомендуется использовать игры на воде.