Диалог культур методическое пособие ролевые игры на толерантность межэтнического взаимодействия. Деловая игра по воспитанию толерантности «Позволим другим быть другими Деловая игра по воспитанию толерантности в доу

Картотека игр на тему

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

«Имена»

Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу»

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя»

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Взрослый предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры - обсуждение: -

Легко ли было хвалить себя? -

Кого вам легче хвалить, себя или других? -

Кто вас хвалит? -

Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -

Вы любите хвалить других?

«Моя улица»

1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Взрослый записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Взрослый говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то взрослый называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино»

Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

Что нового узнали друг о друге;

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого.Взрослый: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом - в другой.

«Имена»

Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу»

Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя»

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры - обсуждение:

Легко ли было хвалить себя?

Кого вам легче хвалить, себя или других?

Кто вас хвалит?

Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

Вы любите хвалить других?

«Моя улица»

1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц.

2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино»

Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

Что нового узнали друг о друге;

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

Что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом - в другой.

«Все мы похожи»

Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

«Фисташки»

Цель:

Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Ход игры:

Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):

Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?

Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

«Я тоже»

Цели:

Научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

Осознать уникальность других;

Создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры:

Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:

Хорошо ли быть особенным?

Каждый ли человек особенный. Почему?

Что делает нас особенными?

«Большие и маленькие»

Возраст - любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» - «веселый», и т. д.)

Цели:

Развить навыки невербальной коммуникации;

Помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным;

Создать веселую атмосферу;

Ход игры:

Во время выполнения заданий запрещается разговаривать

Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие - слева».

Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.

Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.

Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю»...

Цели:

Осознать возможность сосуществования различных мнений;

Осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры:

Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой - минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен - на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):

Лучше играть в футбол, чем кататься на коньках.

Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

Весна лучше осени.

Самый классный мультик - «Маша и медведь».

Самое прекрасное домашнее животное - кошка.

Обсуждение:

Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

«Надо договориться»

Цели:

Развлечь группу;

Сконцентрировать внимание участников;

Осознать ценность сотрудничества;

Показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

Сплотить группу.

Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

Как началась игра?

Чего хотелось каждому сначала?

Почему сначала ничего не получалось?

Чему нас учит эта игра?

«Кого я боюсь?»

Цели:

Выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;

Придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;

Вербальная разрядка страха

Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

Ход игры:

Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.

Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.

Покажите группе «шляпу страхов».

Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.

Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.

· испытывает ли он тоже этот страх?

· почему у человека может появиться такой страх?

· надо ли этого бояться?

· если нет, то почему?

· что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

Обсуждение.

Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?

Может быть, кто-нибудь боится нас?

Всегда ли эти страхи оправданы?

Могут ли различия быть пугающими?

Как научиться не бояться различий?

Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.

«Почему мне нравится мой характер»

Цели:

Формировать представление о своём характере, его чертах;

Принимать и любить себя, быть толерантным к себе;

Поддерживать положительную самооценку;

Воспитывать чувство уверенности в себе.

Ход игры:

Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Воспитатель помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.

«Угадай, кого мы загадали»

Цели:

Формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга;

Способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств;

Учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

Ход игры:

Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

Подвижные игры народов России

Мордовские игры

«Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шёпотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребёнок – щит, другой - стрела ). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: «Щит или стрела?» мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Северо-осетинские игры

«Жмурки-носильщики (Уарчъхассач)»

Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нём раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов (детские игрушки, камешки и т. д.). На другом конце площадки, шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трёх-четырёх шагах друг от друга, ставят два стула.

Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры. Оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

«Жмурки (Хъуырмарсытай)»

Водящему завязывают глаза. Затем игроки поочерёдно легко ударяют по ладоням его вытянутых рук. При этом они шёпотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто его ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.

Правила игры. Ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.

Татарские игры

«Продаём горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трёх рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Якутские игры

«Один лишний»

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается, по возможности, подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда»... (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.


Психологическая игра «Толерантность»

Подростковый возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цели игры

ознакомить участников игры с понятие «толерантность»;

стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами:

на основе выработки «научного определения»,

посредством экспрессивной формы,

с использованием ассоциативного ряда:

научить участников конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

1. Вводная часть

Цель: ознакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность».

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке , в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».


В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.

2. Разминка

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т. д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.

Время на проведение: 10 – 15 минут.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

3. Основная часть

Упражнение «Что такое «толерантность»

Цели:

дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

показать многоаспектность понятия «толерантность».

Материалы: Определения толерантности. (Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность-это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.


Время на проведение: 20 минут.

Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.

Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним. Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Что отличает каждое определение?
– Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
– Какое определение наиболее удачно?
– Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:

Понятие «толерантность» имеет множество сторон.

Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цели:

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Время на проведение: 20 минут.

Ведущий: А сейчас участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками.

Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 3-5 минут) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Пантомима толерантности»

Цели:

продолжить работу с определением толерантности;

развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; всё, что может пригодиться для пантомимы - моток верёвки, лента, принадлежности для рисования.

Время на проведение: 20 минут.

Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идёт речь. Время на подготовку пантомимы - 5 минут.
Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
– С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение «Лукошко»

Цели:

работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

развивать фантазию, творческое мышление.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндерсюрпри - зов», значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.


Время на проведение: 15 – 20 минут.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы,
ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этимипредметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность долж - на быть распространена по всему миру».

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели:

ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: Бланки опросника для каждого участника. Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Время на проведение: 15 – 20 минут

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Сначала в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает. На заполнение опросника - 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикреплённый на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения
данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

4. Заключительная часть

Рефлексия игры .

– Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

Упражнение «Пять добрых слов»

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Дети делятся на группы по 5-6 человек. Затем рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом ребёнок передаёт свой лист соседу справа, а сам получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, дети должны будут написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так, пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

Упражнение «Как быть толерантным в общении».

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Время: 20 мин.

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?

Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Тот, кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.

Практическая часть.

Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации.

Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).

Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).

Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).

Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).

Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.

Подведение итога.

Упражнение «Паутина предрассудков»

Цель: показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Время: 10-12 минут.

Рассказ ведущего о роли негативных предрассудков отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек, чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.

Ведущий предлагает кому-либо выйти в круг и сыграть роль человека, которого в чём-то обвиняют, изгоняют. Он садится в центре круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной «теме», то есть обвиняют его и т.п. (но выбирая слова). После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника клубком из ниток. Затем обращается к остальным: «Какие чувства у вас возникли к нему?». Возникает желание распутать его. Для этого всем предлагается вспомнить что-то хорошее об этом человеке, похвалить его, посочувствовать ему. Так, пока не распутают участника.

Подведение итога.

Дискуссия: «Что значит уважать человека?»

Уважение - это готовность в любое время оказать помощь и поддержку. Согласны ли вы с этим определением, или его необходимо дополнить и изменить?

Дети высказывают своё мнение, вместе выводим понятие, что такое уважение. Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Уважать - принимать во внимание и соблюдать чьи-либо интересы.

Давайте обсудим, что нам даёт уважительное отношение друг к другу.

Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?

Каким должен быть человек, чтобы его уважали?

Как можно определить уважают вас, или делают вид, что уважают?

Правильно ли выражение «Уважай других и тебя будут уважать»? Почему?

Итак, для чего же нужно человеку уважение со стороны окружающих его людей? (Обсуждение ответов на каждый вопрос, делается вывод).

Подумайте о том, что вам нужно изменить в своём поведении для того, чтобы вас уважали?

Игра-разминка «Да!»

Цель: научиться принимать к сведению желания и мнение других людей, оказывать поддержку.

Время: 5-7 минут.

Столы и стулья отодвинуты в сторону, чтобы было больше места.

Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием «Да!». Расслабьтесь, чувствуйте себя свободно. Сейчас я предложу осуществить какое-либо действие и в ответ каждый должен крикнуть «Да-а!» И только после этого выполним то, что задумала, то есть предложено.

Каждый должен предложить что-нибудь.

Упражнение «Представление с чужих слов»

Цель: научить учащихся оценивать себя с позиции другого человека («увидеть себя глазами других»); помочь осознать, каким его видят окружающие; развивать способность детей к рефлексии.

Каждый участник должен охарактеризовать себя от имени своих знакомых, родных, друзей. Выбрать надо одного человека.

Время: 10-15 минут.

Сейчас вы должны немного рассказать о себе, но от лица вашего друга, мамы, папы и т.д. Вы сами выбираете, от имени кого будете говорить. Не выбирать тех, кто сейчас находится с нами (то есть членов группы). Начинайте так: «Я - подруга Оли. Хочу сказать о ней …», «Я - мама Саши …».

В конце обсуждение: легко/нелегко было говорить от другого лица; удалось ли передать их точку зрения.

Итог занятия. Прощание.

Что мы сегодня вспомнили?

Что нового узнали?

Что понравилось или не понравилось?

Ваши предложения и замечания.

Игра-разминка «Полюса»

Цель: повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в группе

Два стула ставим в противоположных сторонах класса. Дети должны выстроиться в ряд между стульями, как можно быстрее, но, не обижая друг друга, по следующим признакам:

У кого светлые волосы вначале, затем темнее и заканчивая теми, у кого тёмный цвет волос;

по цвету глаз;

по цвету одежды;

по росту (в прямом и обратном порядке).

А теперь все объединитесь в одно созвездие и покажите:

Как оно двигается;

как живёт;

на что похоже;

как называется.

Молодцы. Как сегодня мы объединились в созвездие, так и все люди живут, существуют в разных группах. У каждого есть семья со своими традициями, укладом, праздниками, ценностями. Как вы думаете, а в какие общности входите вы? Класс, школа, друзья во дворе, кружки. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для вас, и в каждом из них находят выражение, проявляются разные стороны нашей личности, делая нас неповторимыми, не похожими друг на друга.

Игра «Звёздочки и созвездия»

Цель: научить видеть сходства и различия с другими людьми; формирование навыков точного межличностного восприятия.

Время: 3-5 минут.

Сейчас вы будете объединяться в созвездия, но не одно общее, а в несколько. Каждый из вас - отдельная звёздочка, которая может объединяться с другой в какое-нибудь созвездие. Число звёздочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, три), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться можно по-разному, кто как придумает, главное суметь найти общий признак.

Тема: «Жизненные ценности людей и толерантность»

Цели: выявление индивидуальных и общезначимых человеческих ценностей; Обсуждение традиций разных народов, еды, одежды.

1.1.Все вы приготовили рассказы о народах, которые знаете, и их традициях. Давайте послушаем друг друга. (Выслушиваем каждого и обсуждаем).

1.2.Угадайте или предположите, в какой стране готовят эти блюда, то есть чьё это блюдо?

Пицца, спагетти, лазанья (Италия).

Тортилья, поэлья, гаспачо (Испания).

Хот-дог, чипсы, поп корн (США).

Галушки, борщ (Украина).

Суши, терняки (Япония).

Лягушачьи лапки, луковый суп «Оливье» (Франция).

Уха, пельмени, щи, окрошка, блины (Россия).

Сациви, шашлык (Грузия).

Сабза, плов (Узбекистан).

Чак-чак, беляши, пахлава (Татарстан) и т.д.

Итак, у всех народов есть свои традиции, все отличаются друг от друга цветом кожи, глаз, волос.

А как можно договориться с человеком, если не понимаешь его языка?

Верно, с помощью жестов, глаз, мимики. И, несмотря на различия во внешности, все люди испытывают одни и те же чувства: гнев, боль, зависть, радость, страх и т.п. И мы, даже не зная языка, можем понять, что чувствует человек, посмотрев ему в лицо, глаза.

Игра-разминка «Общение без слов»

Цель: повышение уровня взаимопонимания, согласованности действий в группе.

Ваша задача договориться с группой, передать свои чувства и желания. А мы должны понять друг друга без слов. Кто-то один встаёт в круг, остальные сидят. Те, кто сидят должны договориться глазами с кем-либо из круга и поменяться местами с ним. Задача того, кто стоит в кругу - занять свободное место.

То, что является самым важным для нас в жизни, самым хорошим мы называем - ценностью.

Сейчас каждый из вас подумает и напишет на своих маленьких листочках слово, которое бы обозначало самое хорошее и важное для него (какое-либо качество, нравственную категорию и т.д.). Затем по кругу каждый рассказывает о своих записях и комментирует их.

Хорошо. Посмотрите, у кого из нас есть похожие ценности на листках, объединитесь с ним.

Вот как мы тесно переплетаемся. Все мы стремимся к миру на земле, к счастью. И все люди имеют схожие ценности, которые значимы для всех. Как вы думаете, какие ценности можно назвать общезначимыми?

Вывод по теме занятия. Прощание.

Классный час в 6 классе Психологическая игра « Толерантность» Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношений к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цель: Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»;

Задачи: 1. Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания

толерантности.

2. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество

толерантной личности.

    Вводная часть

- Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение …. расположенность к другим», в персидском – « терпение, выносливость, готовность к применению». В русском языке существует два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин « толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках, и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В последние десятилетиям понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

    Разминка Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Айрана, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Айрана выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты» Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

    Основная часть Упражнение «Что такое «толерантность»

Цели: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

показать многоаспектность понятия «толерантность»

Материалы: определения толерантности. Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность – это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Ведущий делит учащихся на 2 группы. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к классу.

Учитель задает вопрос: - Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

Упражнение «Лукошко» Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

развивать фантазию, творческое мышление.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

    Заключительная часть

Рефлексия игры. - Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какие из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? - Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему? - Удалось ли вам узнать о себе что-то новое?