Развлечение праздник народных игр. Сценарий праздника с использованием народных игр в детском саду

Сценарий открытого развлечения

«Праздник народных игр»

для детей средней группы

Легостаева С. Д.

музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад «Снежинка»,

2017 год

Цель: Активизировать знания детей о русских народных играх, способствовать развитию ключевых компетентностей дошкольников.
Задачи:
- обучающие – активизировать знания детей о русских народных играх, познакомить с традициями.
- развивающие – развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту движений, коммуникативные навыки.
- воспитательные – воспитывать дружеские отношения и уважение к русским традициям.
Предварительная работа: разучить слова к играм, изготовление костюмов и атрибутов к развлечению, подбор музыки.

Ход развлечения:
Дети под народную музыку входят в зал и становятся полукругом.


Ведущий : (встречая детей)

Пожалуйте, гости дорогие!
Давно я вас жду- поджидаю,
Праздник без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется,
И местечко, и словечко.
Сегодня будут игры, танцы, смех,
Радости хватит для всех.

Ведущая: Дорогие гости, собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.
Будем праздник начинать,
Будем петь и танцевать!
Хоровод заведем,
Песню звонкую споем!

Дети исполняют хоровод - песня «Зимушка – зима» Л. Вахрушевой

1. Просыпайся поскорей, выгляни в окошко.
Мухи белые летят прямо на дорожку.

Припев:
Белая, белая стала вся земля.

2. Шубку белую надел серенький зайчишка,
И в берлоге спит давно косолапый Мишка.

Припев:
Белая, белая стала вся земля.
Это Зимушка – зима к нам пришла.

3. Мы тебя, Зима, давно с нетерпеньем ждали.
Санки, лыжи и коньки снова мы достали.

Припев:
Белая, белая стала вся земля.
Это Зимушка – зима к нам пришла.

После хоровода дети остаются в круге

.
Ведущая: Тысяча игр на празднике нашем!
Играем, шутим, поем и пляшем!
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!

Проводится игра «Гори-гори ясно! »
Дети становятся в 2 колонны по 6 человек. Ведущий с платочком (всего их 6 штук) стоит на противоположной стороне от команд. Первые в обеих командах обегают сначала свою команду, а потом стремятся первыми забрать у водящего платочек. Побеждает команда, набравшая больше платочков.

Ведущая: Что-то страшное я слышу!
Кто-то к нам сюда идет… .
Входит Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я веселая игрушка. А зовут меня…. (Петрушка) .
Вот я и пришел к вам в гости.

Петрушка – Расскажите мне, ребята, Как денек вы провели?
Ведущая: – Всё расскажем по порядку: утром делали зарядку.
Петрушка – Как?
Ведущий: – Да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

Под музыку выполняют упражнения


Петрушка
– А потом?
Ведущая: – За завтрак сели, без остатка все поели.
Петрушка – Как?
Ведущий: – да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

Под музыку показывают, как едят ложкой

Петрушка – А потом?
Ведущий: – Во дворе мы все гуляли и снег лопатками убирали.

Петрушка – Как?
Ведущий: – да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

Под музыку убирают снег лопатками

Петрушка – А потом?
Ведущая: – А потом в снежки играли, и друг в друга попадали.
Петрушка: Как?

Ведущая: Да вот этак, да вот так.

Под музыку выполняют движения, как будто бы плавают.


Петрушка – А потом?
Ведущий:– Обедать сели, с аппетитом все поели.

Петрушка – Как?
Ведущая: Да вот этак, да вот так.

Под музыку как будто – обедают.

Петрушка – А потом?
Ведущая: – Легли потом и заснули крепким сном.
Петрушка – Ну, я вижу, ребятишки, день вы славно провели.

Отдохнули от души!!!

Ну – ка, дружно, все вставайте,

И в игру со мной сыграйте.

Игра «Горелки» (в кругу)

Ведущий выбирает водящего – «горелку». Все играющие встают в круг, водящий с платочком ходит вокруг круга. Остальные говорят слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо –
Птицы летят,

Колокольчики звенят.

(Водящий останавливается между детьми, двое разбегаются в стороны, кто быстрее поймает платок)

Ведущая: А знаю, еще интересную игру и называется она «Волк - волчище»

Игра «Волк - волчище»
(Выбирают одного водящего – «волка». Играющие перебегают на другую сторону, а водящий догоняет их, стараясь коснуться кого-либо рукой. Кого догонит, тот уходит в логово волка)

Петрушка: А еще люди играли вот в такую игру «Колпачок».

Игра «Колпачок» (3 раза)

(Выбирается водящий, надевается на голову колпачок, затем садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,

Красные сапожки.
Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,
На ноги поставили,

Танцевать заставили.

(После этих слов все подходят к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопают в ладоши.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

Водящий танцует под музыку , выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник.
Мы сегодня поиграли,

Много новых игр узнали.

А теперь скорей идите

И другим всем расскажите.

(Под музыку дети выходят из зала)

Галина Мамонова
Фестиваль русских народных игр

Физкультурно-музыкальный досуг для детей всех возрастных групп

«Фестиваль Русских народных игр »

"Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем"

Цель : приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора , знакомства с народными играми , забавами, обычаями. Повышение двигательной и эмоциональной активности.

Задачи :

Образовательные :

Расширение представлений о традициях русского народа ;

Развивающие :

Развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями ; подвижными играми, забавами.

Развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитательные :

Воспитание чувства сопричастности к народным играм , традициям, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству .

Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Восприятие художественной литературы» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Познание» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Оборудование : игрушка матрешка, самовар, костюм медведя, канат.

Персонажи : Сказительница-ведущая,скоморохи, медведь.

Дата проведения :.

Место проведения : спортивная площадка.

План проведения фестиваля русских народных игр

№ Дата, время

Мероприятие Участники Ответственный

Открытие фестиваля

Знакомство детей с неофициальными символами России

Хороводные игры

Все группы. Музыкальные руководители. Инструктор по физ. Культуре.

Русские народные игры

Средние группы

№ 1, 10 Воспитатели групп, музыкальные руководители, инструктор по физ. культуре.

Русские народные игры

Младшие группы № ….

Группы № …. (зрители) Воспитатели групп, инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель

Русские народные игры

Старшие, подготовительные группы

№ … Воспитатели групп, инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель

Закрытие фестиваля

Награждение участников

Все группы. Инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель,

старший методист

Ход развлечения:

Звучит веселая русская народная музыка .

Скоморохи встречают детей и взрослых.

1-й скоморох

Эй, честной народ ,

У ворот не стой!

Ты не спи на пути,

Просим в гости зайти!

2-й скоморох

Спешите, проходите,

Времени осталось в обрез,

Ждут нас прибаутки,

Чудеса из чудес!

1-й скоморох

На празднике нашем железный закон :

Хмурым и угрюмым вход воспрещен!

2-й скоморох

Заходи честной народ ,

Интересное вас ждет!

Заходите, торопитесь,

Отдыхайте, веселитесь!

Праздник наш мы начинаем

И гостей всех приглашаем!

Сказительница-ведущая : Ребята! Всю неделю мы играли с вами в русские народные игры , в которые играли ваши мамы и папы, бабушки и дедушки!

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны

Русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена наши прадедушки и прабабушки играли в разные игры. Некоторые дошли и до нашего времени. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, будем останавливаться на разных станциях и играть в разные игры.

1-й скоморох

Ну, а прежде чем оправиться в путешествие, я предлагаю вам немного размяться.

Детвора веселая,

Ловкая, проворная,

Просто так не вертись,

На зарядку становись!

Зарядка «Зверобика»

2-й скоморох

Продолжается веселье у нас. Предлагаю сесть в наш веселый поезд и начать путешествие. Впереди нас ждет станция «Парковая»

Дети сидя на стульях притопывают ногами «паровозиком» и «едут» (муз. «Поезд» )

Сказительница-ведущая :

Красны девицы, да добры молодцы!

Спасибо, что мимо не прошли -

К нам на праздник зашли.

Проходите, да нашу игру посмотрите.

Игра «КОЛПАЧОК» играют дети 2 г,8.

Сказительница-ведущая :

1-й скоморох

Мы прибыли с вами на станцию - «Веселая площадь» .

Сказительница-ведущая : В старину люди знали много закличек, предлагаю и вам вспомнить русские народные заклички :

1. Группа №2….:

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

2. Группа №9….:

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

3. Группа №7,3….:

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

4. Группа №8….:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышка.

Мы прибыли на станцию «Водная»

Сказительница-ведущая :

Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не взглянешь

Все вокруг светло.

А, ну ребятня, торопись, в «Ручеёк» играть становись! №7,9.

Скоморохи :

Собираться нам пора

Ждет нас станция еще одна!

Продолжают путь (муз. «Автобус» )

Мы проходим через лес, полный сказочных чудес.

Мы приехали с вами на станцию - «Березовая роща»

Сказительница-ведущая :

Символом нашей Родины-России считалась березка!

Послушайте стихотворение про это красивое русское дерево :

Наш любимый край Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева…

Вокруг березки водили хороводы и пели песни.

Хоровод «Земелюшка-черназем»

Исполняют ребята группы №2,8.

Сказительница-ведущая : А знаете ли вы, что еще одним известным символом нашей Родины является Матрешка!

Матрешка - всеми любимая и самая известная русская игрушка , считается исконно русским сувениром , который стараются привезти из России иностранцы и гости.

Показ Матрешки

Ведущая : Издавна русский народ называли «гостеприимным» , потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили : «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Отгадайте загадку :

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет (самовар)

Правильно, самовар! (Показ Самовара)

По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками. А вот чай готовили в самоваре

А сейчас мы поиграем в игру «Бай-качи» №7,9.

Ведущий : А сейчас вы познакомитесь с еще одним символом России!

Под музыку заходит Медведь.

Скоморохи :

Вот из леса, о-ё-ёй,

Мишка к нам идет большой!

А мы его не боимся! Правда, ребята? Поздороваемся с Мишкой!

Здравствуй, Мишенька - Медведь!

Будешь с нами песни петь?

Медведь : Я спою и попляшу,

И похлопать мне прошу!

У-у-у! Р-р-р-р!

Вот какой я молодец!

У-у-у! Р-р-р-р!

И танцор я, и певец!

Ведущий : И правда, молодец! А с ребятами нашими хоровод поводишь?

Медведь : С удовольствием! Хоровод «На горе-то калина!» №7,9.

Медведь :

Приглашаю всех ребят

В «Карусель» поиграть.

Становись в кружок дружней,

Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель» №3,8.

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова :

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу) .

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются) .

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию . С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом» .

Сказительница :

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

1-й скоморох

Ну, на славу поиграли,

Показали, все что знали.

2-й скоморох

Русские песни , игры и хороводы

Никогда не выходят из моды!

Без смеха и шутки, друзья

На свете никак жить нельзя.

В народные игры вместе играя ,

Силу и ловкость свою развивая.

1-й скоморох

Пусть же будет всем известно,

Что играть нам интересно.

Мы прощаться с вами будем,

Никогда вас не забудем.

Да и вы не забывайте - В русские народные игры все играйте !

Ведущая : Ну, а теперь, друзья, вперед -

Дорога в группы нас ведет!

На прощание, друзья, - Угощу всех, всех вас я.

Сказочница дарит пирог. Дети пьют чай.

Праздник народн ых игр

Цели и задачи:

Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей;

Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;

Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

Приобщение детей и родителей к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Выпуск стенгазеты «Учимся играя»;

Ознакомление детей с русскими народными игр ами и народов Поволжья;

Разучивание считалок, жеребьевок, закличек ;

Изготовление атрибутов к народным играм;

Действующие лица: Скоморо х, с коморошка , воспитатель, дети, родители.

Оформление зала: Зал украшен шарами. На центральной стене силуэты играющих детей в жмурки, с мячами, со скакалками.

Ход праздника

(В фойе встречают гостей скоморох со скоморошкой, трубят в дудочку, бьют в барабан).

Ском орох .

Здравствуйте родители!

В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Ском орошка .

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

веселое настроение!

(Родители занимают места в зале. В фойе находятся дети в народных костюмах. Воспитатель заглядывает в зал.)

Воспит атель .

Ой, что это за честной народ здесь собрался?

Что за праздник будет тут, кто бы догадался?

Ском орох .

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

Ском орошка .

Какие вы все ладные да нарядные.

Катюшка-Катюшка

златовласая девчушка.

А Андрюша-молодец.

А Кирюша-удалец!

И татары и башкиры,

и чуваши и мордва.

Всех мы рады сегодня видеть,

и праздник открывать пора!

Воспит атель .

Подождите скоморохи.

Нас на праздник пригласили

и совсем не пояснили,

что за праздник будет тут.

Объясненья гости ждут.

Ском орох .

Праздник наш не простой народных игр и развлечений.

Р еб енок .

А разве бывает такой праздник?

Ском орох .

Еще как бывает.

Собирайся народ, становись в хоровод.

(Хоровод «Веночек». Двое ребят с венками берутся за руки, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют «Посеяли девки лен». По окончании дети, которые держали ворота, надевают венок одному из участников, Все командуют: «Веночек, венок, спрячься в теремок!» Участник с венком убегает и прячет его. Все идут искать венок. Нашедший венок, забирает его себе).

Ском орошка .

Ой, хорошо играли!

А маменьки и тятеньки немного заскучали.

Давайте вместе с ними поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

(Игра «Ручеек». Под музыку «Кадриль» дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим).

Ском орох .

Это кто еще такие

Яркие и расписные.

Платочками машут

И весело пляшут?

(Танец матрешек)

Ском орошка .

А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Предлагаем вам, гости дорогие, поиграть в русскую народную игру «Волк и овцы».

(Проводится игра «Волк и овцы». Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен», где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: где будет «волчье логово». Дети хором произносят: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. - Гони стадо в поле, Погулять на воле! «Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «Волк!», «овечки должны успеть добежать до другой овчарни, на противоположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры). Ском орох .

Много народных игр на свете.

С ними поближе познакомимся, дети.

(Игра «Городки» (упрощенный вариант). Играющие делятся на две команды. Проводится черта, через которую они не должны переходить. В центре зала располагают «городки». Играющие с помощью биты должны попасть в цель и разбить их).

Ском орошка .

А я когда был еще маленьким скоморошком, любил играть в веселые жмурки «Маша и Яша».

Ском орох .

Ну-ка, ну-ка поподробнее. Что-то я такую игру не помню.

(Скоморох объясняет правила игры и приглашает родителей и детей в игру.

Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка, наконец, не встретится).

Ском орошка .

А сейчас 1,2,3,4,5, будем «Барыню» плясать.

Топни правая нога, хлопни левая рука.

Руки в бок и поворот.

Пляшет барыню, народ.

(Родители и дети танцуют «Барыню»).

Воспит атель .

Скоморохи, а в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Мы часто играем в игры других народов. Можем и вас научить.

Ском орох .

Вот здорово! Хотим. Научите.

Воспит атель .

Эта игра татарского народа. Называется «Хромая лиса». (Проводится игра «Хромая лиса» В начале игры обозначается обручами «лисья нора», «дом», «курятник», и выбирается, кто из детей будет «хромой лисой» и «хозяином курятника». Все остальные дети становятся «курами».

«Хромая лиса» скачет на одной ноге из своей норы к «курятнику» мимо «дома», а «хозяин дома» спрашивает у нее, куда она собралась.

Лиса, лисонька хромая, куда ночью ковыляешь?

Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная!

А зачем к ней торопиться?

Моя шуба там за печкой.

А если шуба загорится?

Окуну я шубу в речку.

Вдруг умчит ее теченье?

Я заплачу с огорченья.

Лиса, лисонька хромая, как без шубы ты пойдешь?

Бикчантай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь!

Хозяин «ложится спать» (закрывает глаза), а плутовка-лиса залезает в «курятник» и начинает гоняться за «курами». При этом она должна прыгать на одной ноге, вставать на обе ноги сразу ей запрещено. «Куры» разбегаются от лисы врассыпную, но выбегать из «курятника» им строго запрещено.

Прыгая за «курами», «хромая лиса» стремится «осалить» кого-нибудь рукой. Игрок, которого лиса сумела коснуться, сам становится лисой в следующей игре).

Воспит атель .

А в эту игру играют народы чувашской национальности «Луна или солнце», Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же говорят, в чью команду он должен встать.

Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Воспит атель .

Мы в детском саду играем и в мордовские игры. Какую игру, ребята, мы покажем скоморохам? (Ответы детей).

Проводится игра «Раю-Раю». Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети – ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети – ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Воспит атель .

А знаете ли вы, что башкиры всегда были воинственным народом. Много сказаний и легенд связано с этим народом. Но еще Башкирия богата своими играми. Представляем одну из игр «Юрта». (Проводится игра).

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Воспит атель .

Марийские дети очень любят игру «Беляши». Давайте поиграем в нее.

В зале шнурами проводят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Беляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником.

Музыкальная пауза.

(Звучат танцевальные мелодии народов Поволжья, дети танцуют).

Воспит атель .

Вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Реб енок .

Игралия, Игралочка,

Чудесная страна.

Каждый здесь не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки.

Ском орох .

А в какие игры в детстве играли ваши маменьки и тятеньки? Давайте у них спросим.

Ском орошка . (опрашивает родителей)

Ском орох .

А давайте в какую-нибудь из этих игр мы поиграем. (Приглашает родителя, он объясняет игру и все вместе играют в нее).

«Пятнашки», «Испорченный телефон», «Чиж» и т.д.

Ском орошка .

А теперь дружнее громче пусть похлопают ребята!

Ском орох .

И для всех сегодня победителей пусть похлопают родители!

Воспит атель .

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце

Дайте, как цветку открыться.

Душу детскую щадите

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться.

Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

Реб енок .

И пусть мальчишки и девочки.

Вся озорная детвора.

Сегодня скажут громко-громко.

Да здравствует Игра! (произносят хором).

Поскриптум :

На празднике были использованы народные мелодии «Барыня», «Валенки», «Кадриль», «Посеяли девки лен». Также были использованы танцевальные мелодии татарского, чувашского, мордовского, марийского, башкирского народов. Все игры сопровождались считалками:

1. За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

2. Как за нашим за двором

Стоит чашка с творогом.

Прилетели две тетери,

Поклевали-улетели.

Поклевали-улетели,

На лугу зеленом

3. Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Капустку нашел,

Морковку нашел.

Сидит, грызет.

Хозяин идет!

4. Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем – водишь ты!

5. Тили – тели, птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет, тому водить!

6. Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Народные игры.

Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские народные игры

Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Весёлые подвижные игры - это наше детство. Мы все помним как играли в прятки, ловишки, догонялки, салочки и многие другие. Откуда возникли игры? Кто их придумал? Конечно народ. Народные игры пришли к нам издалека и сохранились до наших дней. Они передавались из поколения в поколение. Дети собирались вечером на улице и бегали не зная устали, играя то в горелки. то в салки, то в лапту. Это были летние игры, а зимой они устраивали игры в снежки, катались с горок, на лошадях катались. В них вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте и смелости. Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка, и поэтому это одно из главных средств воспитания.

"Заря - заряница"

Игроки становятся лицом в круг и держат руки за спиной. Водящий ходит по кругу за спинами игроков со словами:

-«Заря - заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обранила, ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые, за водой пошла!»

С последними словами водящий кладёт ленту одному из игроков, игрок заметив это быстро берёт ленту и бегут в разные стороны, чтобы вперёд занять пустое место. Кто останется без места, становится водящим.

"Золотые ворота"

Пара игроков делают воротики в центре зала. Напротив парами становятся все остальные игроки. Водящие, первая пара, отдельно стоящие говорят:

"В золотые ворота проходите, господа: первый раз - прощается, второй раз - запрещается, а на третий раз - не пропустим вас! В это время проходят в "ворота" и становятся сразу за водящим в колонну. По окончанию текста, водящие стараются дотронуться до игроков, которые проходили в этот момент, эта пара и становится водящей

БУБЕНЦЫ .
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:


Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

ФАНТЫ

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

"Да" и "Нет" не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий ведёт примерно такой разговор:

Что продаётся в булочной?

Хлеб.

Какой?

Мягкий.

А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?

Всякий.- Из какой муки пекут булки?- Из пшеничной. И т.д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.


МЯЧИК К ВЕРХУ.

Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.


Игровая .

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Молчанка .

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Сосед, подними руку.

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется

Игра "Гуси "

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"

Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так -

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

Игра "Лягушки"

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Весёлые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зелёные, как листки,

Прыгучие, как мячики -

Весёлые,

Проворные,

Прыгучие подружки -

Зелёные,

Зелёные,

Зелёные лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!


Игра "Воробушки"

Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.

Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор, пока не произнесут: "И на дерево от кошки - Шур! - скрылась!"

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки -

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке -

Мур-мур-р-р! - в лапы.

Стайка дружных воробьишек -

Чик-чирик! Слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки -

Шмур-р-р! - скрылась.

Игра "Щенок"

Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, - такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч-"ватрушку".

Один из играющих - щенок, другой ребенок - хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: "Гав!" Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит "ватрушку", он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит "ватрушку" хозяин, щенок должен "служить": хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его - тогда они вместе "идут домой". А если щенок убежит, играющие меняются ролями.

Ну, как я мог?

Ну, как я мог?

Я так щенка обидел!

Пропал щенок,

Пропал щенок,

Никто его не видел.

А он хотел,

А он хотел,

Попробовать ватрушку...

Вернись щенок,

Вернись щенок,

Коричневые ушки.

Горелки.

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.


Мороз-Красный нос

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.


Лягушки в болоте.

С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой).. лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Лиса и куры

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.


Лошадки.

Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Воробушки и кот.

Дети-воробушки прячутся в свои гнёздышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.


Курочка-хохлатка.

Воспитатель изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: "Ко-ко,

Не ходите далеко".

Приближаясь к кошке, он говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Игра «Уголки»

Мышка, мышка
Продай уголок
За шильце, за мыльце
За белое полотенце,
за зеркальце!

Игра «Башмачки»

Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же хорош -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота-
Проходите детвора
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз - прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Игра «Уголки»

А вот игра «Уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Подпевки имеют место в народных играх:

Мышка, мышка
Продай уголок
За шильце, за мыльце
За белое полотенце,
за зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок.

Игра «Башмачки»

А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;

Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же хорош -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!

Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота-
Проходите детвора
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз - прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас! Водящий - «большая птица» - становится в середину круга. Воробушки, прыгая на двух ногах, то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него.
Большая птица, бегая в круге, не дает воробушкам собирать зерна и «клюет» их, дотрагиваясь рукой до игроков, оказавшихся внутри круга.
Воробушек, которого клюнула большая птица, продолжает играть. Воробушки стараются бодольше побыть в круге, увертываясь от большой птицы.
Воспитатель отмечает тех воробушек, которых она коснулась рукой. Наиболее ловкими считаются те, которых водящий ни разу не коснулся рукой.

Примечание:
Игра может продолжаться до 30 секунд. Ее можно повторять до нескольких раз с перерывами для отдыха до 1 минуты.

Предлагаю поиграть вот в такие веселые русские народные игры зимой для детей как игра «В льдинку» и «Метелица».

«Метелица».

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.

Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится -
Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.
Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

« В льдинку».

Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горам.
Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.
Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру. Задачей играющих было загнать ледышку в котел. А сторож должен следить за тем, чтобы ледышка в котел не попала.
Играющие загоняли ледышку клюшками или просто крючковатыми палками. Ими они перебрасывали льдинку друг другу, выбирая момент, чтобы совершить неожиданный бросок в котел.
Тот, кому это удавалось, становился сторожем.

Игра в «Звонари».

А играли на Руси в неё так.

Выбирались двое ребят: один с колокольчиком-»звонарь», другой-»жмурка».
Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга.
«Жмурке» завязывали глаза.
«Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!»-увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Змейка».

Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.
Неожиданно он бросал на середину круга веревку-»змейку».
Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.
Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.
Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.


Ольга Турусина
Сценарий открытого мероприятия «Праздник русских народных игр» в подготовительной группе

Сценарий открытого мероприятия с детьми и родителями

«»

ФИО инструктора по физической культуре Турусина Ольга Феликсовна

Возрастная группа Подготовительная к школе группа

Форма организации, количество участников Развлечение

Тема мероприятия «Праздник русских народных игр »

Используемые технологии и методики Игровые технологии

Цель Создание праздничного настроения , воспитание интереса и любви к народным играм , интереса к культуре русского народа . Повышение двигательной и эмоциональной активности детей.

Задачи - Создать условий для закрепления умений играть в русские народные игры , соблюдать правила.

Содействовать развитию физических качеств (быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, повышению познавательной и двигательной активности.

Воспитывать чувства сопричастности к народным торжествам , удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству . Воспитывать дружелюбие.

Оборудование и материалы Музыкальный центр, записи русских народных песен и мелодий ; музыкальные инструменты : трещотки, ложки.

Предварительная работа Беседы о жизни и быте детей и взрослых на Руси, знакомство с национальным русским костюмом . Разучивание игр, считалок, частушек, танца. Подготовка костюмов к празднику .

Планируемый результат Дети умеют играть в русские народные игры , знают и соблюдают правила игр. Дети могут петь частушки, отгадывать загадки, танцевать народный танец

Участники : Скоморохи (родители, ведущий (воспитатель, дети, родители.

Ход праздника : Звучит русская народная мелодия «Калинка» .

Ведущий и дети, в русских национальных костюма, входят в зал, их встречают скоморохи с трещотками.

1. Скоморох :

Солнце яркое встает

Спешит на праздник народ

Распахнулись ворота,

Проходите Господа!

2. Скоморох.

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Веселое настроение,

Будет наградой.

Ведущий :

Что такое? Почему честной народ собрался ?

Что за праздник будет тут , кто бы догадался?

2 Скоморох :

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли .

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

1 Скоморох :

Какие вы все ладные да нарядные.

Катя-Катюшка

златовласая девчушка.

И Андрюша-молодец.

И Илюша-удалец!

Пришла в гости детвора,

Праздник открывать пора !

Ведущий :

Подождите скоморохи.

Нас на праздник пригласили

и совсем не пояснили,

что за праздник будет тут .

Объясненья гости ждут.

2 Скоморох : Праздник наш не простой , а народный игровой . Праздник русских народных игр .

Ведущий : А разве бывает такой праздник ?

1 Скоморох : Еще как бывает. В эти народные игры любили играть ещё наши бабушки и дедушки, мамы и папы.

Много народных игр на свете .

Сегодня и поиграют в них наши дети.

2 Скоморох. Собирайся народ , становись в хоровод. Будем весело играть, будет некогда скучать. Любили ребятишки на Руси играть в хороводные игры. Давайте поиграем в русскую , народную , хороводную игру «Золотые ворота» .

Правила игры. Для игры выбирают четырех детей - ворота; остальные играющие - цепочка. Дети - ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят :

Золотые ворота, пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

В это время играющие дети, став цепочкой, проходят в ворота. Дети-ворота, после слов опускают руки, кто остался в кругу становится к детям-воротам. И так пока не останутся трое детей они победители.

1 Скоморох : Все ребятки-молодцы, поиграли от души!

А теперь отгадайте загадку.

Внутри него водица, с ним не хотят водиться,

А все его подружки - пиявки да лягушки!

Водорослями зарос - добрый дедушка. Мороз? (Водяной) .

Кто считалку знает – Водяного выбирает!

Правила игры. Водяной, с завязанными глазами, стоит с палкой в кругу, а дети идут по кругу в хороводе и говорят :

Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой.

Выгляни на чуточку на одну минуточку.

Раз, два, три - Водяной не спи!

После окончания слов, водяной указывает палкой на ребенка, тот берет палку за другой конец и зовет водяного. Водяной должен угадать имя ребенка по голосу. Затем дети меняются местами. Проводится игра «Водяной» 3-4 раза.

2 Скоморох : И в былые времена русский народ был веселый , потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Давайте поиграем в русскую народную игру «Заря-заряница» . Считалку считай! Зарю выбирай!

Ребенок считалкой выбирает Зарю.

Правила игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - "Заря" ходит сзади с лентой и говорит :

Заря - заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые. - За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Проводится игра 2-3 раза.

1 Скоморох : Готовы ваши уши мои потешки слушать?

Грелась кошка у ворот, умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок, подарил ей гребешок,

Причесал им кошку…

Ведущий понарошку .

2 Скоморох : В облаках медведь парил, чай с воронами он пил.

Вдруг на встречу крокодил, раз – и мишку проглотил,

Проглотил как мошку…

Дети : Нет, такого не бывает, - это понарошку .

1 Скоморох Утром бабушка Варвара, комара несла с базара,

Видит : около плетня с поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Дети : Нет, такого не бывает, - это понарошку .

2 Скоморох : Любили наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми, играть в игру «Горелки» и сейчас дети любят посоревноваться в быстроте и ловкости.

Правила игры «Горелки с лентой» . Дети стоят парами, друг за другом. Впереди на два шага стоит водящий - горелка, и держит, в вытянутой вперед руке, ленту. Все дети говорят нараспев :

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Стой подоле, гляди на поле.

Едут там трубачи, да едят калачи. Погляди на небо, звезды горят.

Журавли кричат : - Гу,гу, убегу. Раз, два, не воронь, а беги как огонь.

После окончания слов, дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны, и стараются первым взять у горелки ленту. Кто взял ленту становится ведущим. Игра проводится 4-5 раз.

1 Скоморох : А теперь для всех ребяток, загадаю я загадки,

Знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ !

1. Носят женщины, старушки, носят малые девчушки-

К уголочку уголок сложен красочный (платок) .

2. Не страшны зимой морозы ни большим, ни маленьким,

Что нам зимушки угрозы - мы обуем (валенки) .

3. Если маленький мороз - не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться, мы наденем (рукавицы) .

4. Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет расписная (ложка) .

5. Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати, у печи оставят (лапти) .

6. Три струны, ее узнай-ка. Ну конечно (балалайка)

7. Как нужна она в лесу! В ней грибы домой несу,

8. Полюбуйся на картину - белых целая. (корзина) .

9. Любят девочки-подружки с маком бублики и (сушки) .

2 Скоморох : А я когда был еще маленьким, мы с друзьями любили играть в игру «Кот и воробышки» . Я самым ловким котом был.

1 Скоморох : Ну-ка, ну-ка поподробнее. Что-то я такую игру не помню.

Скоморох объясняет правила игры и приглашает родителей и детей в игру. Правила игры. Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом (круг выложен веревкой) . Водящий - кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зёрна (внутри круга рассыпаны фишки) . Кот быстро бегает по кругу, резко поворачивается и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зёрна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев, которые собрали больше фишек.

1 Скоморох : Русские люди и работали хорошо и отдыхали на славу, любили и пляски задорные и частушки озорные. Кто знает частушки веселые? Выходи, народ повесели !

Дети выходят и поют частушки под фонограмму минус, остальные дети в проигрыше стучат трещотками и ложками, пританцовывают.

2 Скоморох : Раз, два, три, четыре, пять будем «Барыню» плясать.

Топни правая нога, хлопни левая рука.

(Дети и родители танцуют «Барыню» ).

1 Скоморох :

Вот как хорошо плясали!

И чтоб не заскучали.

Давайте поиграем в русскую народную игру . Угадайте название.

Снежок растаял и с полей бежит проворливый (ручей) .

Игра «Ручеек» под музыку «Кадриль» .

Правила игры. Дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим.

Ведущий : Вот такие веселые народные игры . Давайте в них играть и не забывать.

И в конце нашего веселья, получите угощенье.

На память об игре-игралочке - сладкий петушок на палочке.

2 Скоморох : Наступает час прощанья,

Говорим вам : «До-свиданья!» (дети хором)

До приятных, новых встреч!

1 Скоморох : Тут и празднику конец , кто играл, тот Молодец!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кенеман А. В., Детские подвижные игры народов СССР ,М. ; Просвещение, 1989. – 252с.

2. Литвинова М. Ф., Русские народные подвижные игры : Практическое пособие;М. ; Айрис-Пресс, 2004.-192с.

3. Степаненкова Э. Я., Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений; М.: «Академия» , 2006.-368с.

4. Хузина Т. Ф. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды; М. ; 2001.-152с.