Какая валюта ходила в Древней Руси. Древнерусская денежная терминология и денежный счет Денежные единицы Древней Руси

Названия денежных единиц, как элемент любой культуры, подтверждает существование в прошлом единого славянского народа, разрываемого врагами на части в ходе всей его истории, от самого начала и до сего дня.

В каждой национальной системе денежного счета имеется основная единица: в современной русской системе - рубль, у англичан - фунт стерлингов, в древней аттической системе - драхма. Наряду с основной единицей имеются производные. Так, копейка, цент, пфенниг не что иное, как сотые доли рубля, доллара, марки. Но это теперь, а как было раньше?

В научных кругах живет версия, утверждающая, что на Руси-государстве не было национальной валютной системы вплоть до XIV века, когда отмечается возникновение рубля. И это, несмотря на внутреннюю и международную торговлю, какую вели русские купцы!

Однако с такими утверждениями согласны далеко не все. Торговала вся славянская Европа. Сохранились упоминания уникальных денежных единиц на берестяных грамотах. Те же названия находим и в торговых договорах с Византией, и Правде Ярослава. Уникальную терминологию сохранили и современные славянские страны, как след былого единства великой культуры.

Давайте разбираться.

Имеет место как бы отсутствие денег на Руси. Но вот удивление. В каждой пятой берестяной грамоте Новгорода идет речь о финансовых взаимоотношениях: купле-продаже товаров, долговых обязательствах, оплате за работу, завещаниях и проч.

Грамота 526, Новгород, 1050-1075 г., это долговой список.

Перевод прориси:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]».

На различных берестяных грамотах поминаются уникальные денежные единицы:гривны, куны, ногаты, резаны, векши, беле, рубли, полтины.

Куны и ногаты с гривнами встречаются и в "Русской Правде" - древнейшем своде русских законов (XI-XII вв.). В древнем кодексе за преступления и нарушения правил указан определенный денежный штраф именно в этих денежных единицах.

Что это было? Монеты, цветные камушки, или кошачьи лапки? Многих смутило сходство слов Куна с куницей. Даже Карамзин это записал в своей «Истории государства российского». Возникла мысль о кожаных деньгах. Следом в словаре Дьяченко уже встречается девушка = КУНКА, выводимая от слова КУНА как подать жениха за невесту «кунными деньгами». В словаре так и записано, КУНА - шкурка как денежный знак. Однако всем славянам известна шутливая традиция выкупа невесты в день свадьбы.

Действие происходит во дворе дома. Жених должен разгадывать загадки, демонстрируя знания о будущей семье и теще, ему предстоит совершить подвиги во имя любви к своей избраннице. Смысл такого обряда - демонстрация родственникам серьезности намерений жениха. Сам процесс «выкупа» проходит возле дома, где живет невеста. Это конечно не выкуп в смысле приобретения невесты в собственность.

В реальности на Руси девиц не покупали, а наоборот брали за ними приданое. Это и в берестяных грамотах XII века отражено.

Грамота 9, Новгород, 1160-1180, челобитная брошенной жены. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

Не ведал Карамзин, а фальсификаторы от истории тем более не догадывались, что истина содержится в берестяных листочках, которые на тот момент ещё предстояло раскопать в новгородской земле.

Прасанскрит, язык славян, тюркские наречия волгарей вот что такое русский язык. «Русскей», «русски» эти слова так близки к известному сегодня понятию. «Русски» означает связь родов (на языке Эрзя) и «ruskej» - красный » в смысле направления на географический юг (на языке корелл).

Несколько веков цвета российского флага как и цветной компас карелл символизируют союз народов востока - синий цвет, запада - белый цвет и юга - красный.

Конечно, случайным это не назвать, но.

Весьма опрометчиво толковать дошедшие до нас древние созвучия с позиций современного русского. Кого-то пленяет очарование таких сходств, кто-то этот факт использует для фальсификаций.

Короче в истории, тем более истории славянской и русской, нельзя спешить с выводами.

Перечисленные выше денежные единицы исключительно славянские. Что особо ценно в старинных документах, так это очевидная связь далеких событий с укладом жизни и с проистекающими от этого терминами. Данный фильтр без жалости отбрасывает фантазии фальсификаторов.

Оглянемся на современность.

На обратной стороне современной банкноты номиналом в 1000 хорватских кун , выпущенных в 1993 году, изображён Кафедральный Собор в Загребе.

Представляю далекое будущее. Прочтут потомки о таком «зайчике» и готов вывод - в постсоветской Беларуси деньгами служили шкурки зайцев.

Меховые и липовые деньги - полная нелепость.

Однако эту чушню продолжают муссировать и сегодня. С какой радостью славянофобы распространяют идеи «историка» Шлёцера. Удивляюсь, как только не додумались толковать название копейки платой за товар копьями.

А на самом деле?

Начнем с лип.

Знаете ли Вы, что семь европейских языков носят видоизмененное название месяца "июль". В этих странах название летнего месяца образовано не от римского женского имени Юлия, а от славянского слова "липа", к примеру, хорватский "lipanj".

Липень - месяц, когда цветут липы. Их аромат используют парфюмеры, липовым цветом бабушки лечат внуков. Вряд ли найдется лучшее средство от простуды, чем исконно славянский продукт липовый мёд. Липе посвящены славянские названия множества городов рек, улиц. На карте до сих пор присутствуют Лейпциг, Липецк. В Европе полным полно населенных пунктов с названием «Липица». Или вот Унтер-ден-Линден. Это берлинский бульвар «Под липами».

У славян и догерманских племен липа считалась святым деревом. Различными добродетелями наделяли Липу древнегреческие поэты Гомер, Вергилий, Овидий, Геродот. В России известно женское имя - Липа. Вот в честь такого почитания и возникла монета Липа. Монета как монета, а нам про деревяшки толкуют.

Теперь разберемся со «шкурными деньгами». Вот интересная работа .

Сторонники версии «кожаных» денег у славян опираются на информацию XIII-го века - Записки путешественника Рубрука, разумеется, на латыни. Записки как записки, но вот перевод… . Первый перевод записок сделали в XVII в. на французский язык. В переводе утверждалось, что в южнорусских степях деньгами якобы служили разноцветные кусочки кожи. На этот перевод опирались авторы словарей, возникших не ранее XVII века и, к сожалению Карамзин. Правильность перевода не вызывала сомнений, пока уже современный перевод не показал, что Рубрук писал отнюдь не о деньгах, а о сортах пушнины.

Историкам начала XIX в., хорошо знакомым с "синенькими" и "красненькими" (народное название ассигнаций), как-то удалось убедить самих себя, что на "разноцветных кусочках кожи" даже стояли печати как на ассигнациях XIX века! Одна незадача - такое чудо в натуре никто ещё не обнаружил.

К "переводам" Рубрука в истории добавились странные документы на латыни времен русско-ганзейской торговли, в которых в качестве платежной ценности фигурируют "capita martarorum" (автоматический перевод - "голова куницы"), или вот записки Гильбера де Ланнуа после посещения Новгорода и Пскова. В сочинении от 1412 года говорится, что у русских крупные платежи осуществляются серебряными слитками, а "монетами" служат "головки" куниц и белок.

Представляете картину. Торговый договор заключается в кабаке. Отметив сделку, ушлый новгородец расплачивается с опьяневшим иноземцем головами от селёдок. По логике норманнских переводов выходит, что ганзейские купцы вместо денег принимали от славян всякую ерунду. Это жкак надо своих не уважать. А может и сегодня кто-то в ЕС готов в обмен за свои товары принять от славянских купцов засаленные от употребления "capita martarorum"?

Хоть и идет речь о головах-капитах, однако налицо безголовый подход к переводу терминов Руси, но скорее предвзятый. Как ещё можно характеризовать подобные «труды», если латинская «capita» - голова основа экономики всего мира, трактуется, как и положено для терминов. От «capita» начинается всеобъемлющий термин - КАПИТАЛ. Сегодня этот термин никто не переводит в значении - «голова скота». От этого слова много производных. «Капитан» - главный на корабле. Жаргонизм «капец» - голову потерять или конец власти. А попробуйте по норманской методе перевести известный труд Маркса «Капитал», полное хи-хи получится. Однако до этого не дошло.

Иное дело сочинения о Руси. Тут позволительны любые уничижительные фантазии. Даже привиделись тряпочные деньги наших предков. А между тем…

И вот оно.

Исключительная роль в развитии денежного обращения Европы принадлежит восточным серебряным монетам - дирхемам арабского Халифата и других возникавших на его территории государств.

«Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, - отмечал И.Г.Спасский, - чеканились на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании».

Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII века, быстро приобрел интенсивный характер, а обращение монет протекало на огромной территории, превышавшей земли славянских народов. Наиболее ранние из этих монет найдены в русской земле и датируются 862 годом. Монеты обнаружились в Москве в районе устья ручья Черторый при его впадении в Москву-реку. Сегодня здесь стоит восстановленный храм Христа Спасителя.

А теперь попробуем сами без переводчиков норманистов растолковать смысл славянских денежных единиц.

Современный взгляд показывает, нельзя спешить с выводами о терминах славянской и русской истории переводимых с латыни.

Слово «ногата» связано с арабским глаголом «накада», в значении — сортировать монеты, отбирать хорошие экземпляры. Уже в то далекое время чеканились монеты в подражание арабским дирхемам. Термин связан с денежным оборотом, а не с чьими-то конечностями.

Тоже и с «куной». Т.Ф. Ефремов, создавая свой Толковый словарь русского языка, обратился к восточным традициям тюркских и кавказских народов, и в результате - опять привязка к денежным отношениям.

1) Выкуп, спасающий от кровной мести.

2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи

За что ни возьмись везде в нашей истории проглядывает связь с Востоком, и уж точно не с норманами и латинами.

Западных переводчиков стабильно подводит формализм и созвучность русских слов со словами тюркского происхождения. Даже Ломоносову не удалось переубедить немцев-академиков в очевидном для любого русского факте. Пришлые академики при царском дворе не ведали ни о культуре, ни о языках народов Поволжья, и тем более не владели языковым многообразием Кавказа.

К большому сожалению и сегодня наблюдается похожая картина. Современная наука на полном серьезе повторяет байки о неких кожаных деньгах. Высокие научные чины не задумываясь, подтверждают многовековую глупость, основанную на недобросовестном переводе.

Переводы и традиции Руси.

Формальные переводы известны и сегодня. Вспомните «кузькину мать», помянутую Н.С. Хрущевым в Сокольниках в 1959 г. в споре с Ричардом Никсоном. Тогда переводчики президента США передали своей делегации приглашение первого лица СССР познакомиться с мамой некоего Кузьмы. В ответ Хрущев так прокомментировал свои слова: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела».

Вслед за Хрущевым и наши военные назвали кузькиной мамой, то, что не видела Америка - одну из советских ядерных бомб.

А на самом деле обещание показать кузькину мать это полузабытая шутливая свадебная традиция. Кузька — наименование плётки, которую жених клал в сапог в день свадьбы «на Кузьминки» (1 ноября). Плетка кузька символ супружеской власти. Русские свадьбы всегда наполнены глубокой символикой разноплановых обрядов. Святые Косма и Дамиан (день памяти 1 ноября) считались в русской культуре покровителями свадеб. Свадьбы на Руси сочетались со старинными традициями и скоморошеством. Одной из традиций было переодевание кого-то из гостей в эту самую кузькину мать. Вокруг персонажа разыгрывалось целое представление. От того и носила угроза показать кузькину мать шутливый оттенок. Кузькой прозывали и проказливого домового. На подобных свадьбах во Владимирской области доводилось присутствовать и автору этих строк. Схожие традиции известны и удмуртам и народу Коми. Традиции забываются, а с ними и начальный смысл слов.

Деньги и название единиц - традиция не из последних. Но откуда иноземным историкам времен Петра и Екатерины знать традиции народа, коли даже языка этого народа те «историки» не ведали.

Реальные курсы русских денежных единиц.

Денежная система для гибкости кроме основных единиц должна содержать и их части. При этом эти части должны знать и принимать иноземные купцы и собственные князья.

Согласно Краткой правде (законодательный источник XI в.) 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резан.

Если монеты принимались и проверялись на вес, то были просто необходимы их обрезки в качестве довесков. Эти обрезки чем-то напоминают фазу Луны (вспомним толкование слова «монета» как Монт т.е. Месяц).

Поиск среди обрезках арабской монеты других весовых значений как-то 1/3,1/4, 1/8, 1/12 , 1/24 и даже 1/40 доли арабского дирхема ни к чему не привел. Оказалось, что имеющиеся в распоряжении археологов обрезки не просто части монет, а точные весовые стандартные части равные русским ногатам, кунам, резанам…

Вывод.

Национальные русские денежные единицы строились по следующей схеме:

Гривна как основная единица, привязывалась по курсу к византийской поллитре.

У гривны имелись производные единицы - куна, ногата, резана. Позднее добавились и другие. По сути, это были не монеты, а стандартные единицы денежного веса.

Денежные термины вместо монет и слитков.

Собственных монет не чеканили, за исключением кратковременных попыток сразу после Владимирова крещения, однако оперировали национальными денежными терминами. Впоследствии т.н. киевской гривной стал именоваться монетный слиток весом равным половине византийской литры 163-165г.

После прекращения притока арабских дирхемов в Европу начинается т.н. безмонетный период. Однако прежние названия русских денежных единиц в торговой и административной жизни славян продолжают присутствовать. Что они представляли собой в тот период, рассмотрим в следующей статье. А пока монеты не исчезли, продолжим.

Куна - монета. Куной был и дирхем, и сменивший его западноевропейский динарий, и русский сребреник. Чему тут удивляться? Переход к новому весу и даже виду платежной единицы вовсе не требует отказа от привычного отеческого названия. Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию COIN, появившемуся в Северной Европе на почве обращения уже римского динария. Вытеснив термин "сребро", слово «куна» надолго закрепилось в славянских языках в значении "деньги". Да и само слово «деньги» восходит к очевидному восточному слову ТАНЬГА.

Сегодня в просторечии можно услышать слово «гривенник» как название монеты номиналом 10 единиц. Но мы не всегда имеем в виду 10 копеек. Монетой может оказаться и современная десятирублевая и любая иноземная с номиналом 10. Тоже ис другими номиналами. Даже маршрут московского трамвая № 50 старожилы и сегодня именуют полтинником.

Теперь о Литре.

Её начальное применение обнаружилось ещё в Древней Греции в значении выкупа. Lytron, от lyein, освобождать. Литра - выкупные деньги за личность или за имущество раба. (Михельсон А.Д., 1865).

Здесь мы видим единый системный подход в терминологии, как и в случае русской валютной единицы «куна», служившей первоначально как выкуп кровной мести.

Конечно, при большом желании кто-то может увидеть выкуп раба и за две поллитровки. Но это уже их проблемы. Просто в те времена водку ещё не изобрели.

Связь с Востоком.

Кроме кусочков арабских монет в распоряжении историков имеются гигантские клады подражательных дирхемов чеканенных в древнем волжском Булгаре. Кроме дирхемов в кладах Поволжья найдены и динарии. Но этих монет как будто не видят. Иначе придется признать связь Руси с восточной культурой, но ученые как завороженные повторяют норманнские бредни о Киевской Руси, твердят о безмонетной шкурности, словно боясь очевидного - пересмотра современной историографии.

Известный факт. На монетах Дмитрия Донского русской чеканки имеется как русская надпись, так и татарская. Связь с данническими отношениями тут не причем, их просто не было. Русь подобным образом устанавливала связи своей тогда ещё молодой валюты с рынками Ближнего Востока через Поволжье.

Продолжение следует.

Многие знают, что у древних славян были свои деньги – куны, мордки, ногаты, гривны и другие, но все они — связанны с пушниной. А были ли давних славян металлические монеты, похожие на современные? По этому поводу между учеными-историками идут активные дебаты.

Так Косинов Л. В. придерживается той точки зрения, что все раннее перечисленные деньги славян никакого отношения к пушнине не имеют. Все эти названия (куны, мордки, ногаты, гривны) происходят из арабского языка и связаны с римскими, византийскими и арабскими монетами. Когда такое мнение высказывается специалистом в истории арабского мира, хорошим знатоком арабского языка, при этом приводятся детальный фонетический анализ, идея существования монет у давних славян выглядит вполне правдоподобно.
Научно доказано, что на русские земли попали еще во времена Римской империи и даже Древней Греции, когда арабский мир еще не вступил в стадию своего расцвета. Так в лесостепной части бассейна Северского Донца найдены греческие монеты III ст. до н. э. и римские – II в. н. э.

Но, все-таки, большая часть историков склонна к мнению, что в основе денежных отношений у славян лежал обмен звериными шкурами. Пушнина также использовалась и для уплаты дани. Шкуры разных зверей имели разную стоимость, так (куньих шкур) равнялись гривне серебра, а 20 беличьих шкур (векш) ценились как одна куна, то есть гривна серебра равнялась 400 белкам. Для удобства принято было возить только мордки куниц и лобки белок. Иногда на мордки и лобки ставился правительственный казенный штемпель.
Позже, для удобства кожаные деньги заменили металлическими бляхами, но названия у них остались прежними – мордки, резаны, векши, ногаты.
В те времена были в обращении и иностранные монеты, которые можно было обменять на товар.

Первые монеты или похожие на них металлические знаки были выпущены во времена правления князей – Игоря, Ольги, Владимира, Ярослава.
В основе финансовой системы славян была гривна, которая в разных регионах имела свой определенный вес, размер, чистоту металла. Но относительно гривны имеется много вопросов и несоответствий: когда и кем контролировалось производство, кто устанавливал размеры и т.д. Также гривна являлась не совсем удобной для торговых операций, так как ее нельзя было рубить на куски (это бы затрудняло точно определять вес отрубаемого куска). Для решения этой проблемы можно было сдавать гривны в залог и получать взамен кусочки кожи, использование которых гораздо облегчало торговые операции.

Таким образом, можно сделать вывод, что у древних славян существовала своя финансовая система, а также довольно развитая внутренняя и внешняя торговля. В основе финансовой системы были натуральный обмен, основные товары как эквивалент обмена (мех разных зверей), монеты из драгоценных металлов.
У славян существовала, аналогичная денежной, система еще с самых древних времен, положившая начало формирования финансовой системы современного Российского государства.

Одно из первых упоминаний о денежных единицах Древней Руси относится к временам Новгородского княжества. Основными платежными единицами были меховые шкурки – куны (мех куницы), ногаты (шкурки с неотрезанными ногами-лапками), резаны – обрезанные шкурки (половинки и т.д.). Впоследствии же эти наименование перешли и на первые монеты, имевшие хождение по территории славянских государств.

Очень долгое время в современной общепринятой истории были принято считать, что первыми денежными единица Руси являлись так называемые кожаные деньги. Кусочки выделанной толстой кожи с тисненными княжескими знаками, с цветными печатями на оборотной стороне служили, по мнению историков XVIII-XIX веков, аналогом ассигнаций или бумажных денег. Однако современные исследования показывают несостоятельность этой теории.

Куфические монеты

Намного благоприятнее в плане изучения денежного обращения период Киевской Руси. Помимо различных археологических находок этого периода, историки располагают не менее многочисленными письменными источниками, свидетельствующими о развитии экономики русского государства.

Период VIII-XI веков был уникальным для финансовой системы Киевской Руси – вся экономика строилась на обороте иностранных денег. В широком хождении были приняты монеты восточных государств, в частности, арабского халифата, а затем и других, возникавших на его территории, государств.

В отличие от большинства встречавшихся славянам монет, арабские дирхемы не имели каких-либо изображений на своей поверхности. Однако каждая монета была щедро исписана особыми надписями – куфи; отсюда и пошло название «куфические». Это существенно затрудняло их идентификацию, и потому на Руси ценность подобной монеты определялась содержанием в ней серебра.

Наибольшего количественного значения обращение серебряных куфических монет достигло к X веку, однако к середине XI века их приток на территории славянских племен практически иссяк. Причиной этому послужили не политические или экономические изменения, как можно было бы подумать, а нечто более прозаическое: на Востоке иссякли разведанные залежи драгоценного металла, наступило время так называемого кризиса серебра. Во внутренних расчетах арабские государства перешли на медные и золотые монеты, денежный приток серебряных дирхемов на территорию славян прекратился.

В основной своей массе куфическое серебро у восточных славян называлось куной. Этим словом обозначались средние по качеству монеты, необрезанные, но уже потертые и не имевшие «полного» веса. Монеты лучшего качества – образцовые, отборные – назывались ногатой. Обрезанное серебро получило название резаны, а кусочки куны – частицы полноценной монеты – назывались веверицей (так в северных землях называлась самая мелкая и наименее ценная шкурка – беличья).

Безмонетное время

Начиная с конца XI века и вплоть до окончания XIII, а в некоторых землях – до середины XIV веков, хождение монет на территории славян практически прекратилось. Объем куфических монет иссяк, изредка попадавшие на славянские земли европейские динарии и восточные золотые дирхемы в массе своей как разменная монета народом не воспринимались. На этот период основным денежным эквивалентом стал серебряный слиток – гривна.

У каждого княжества была принята своя форма гривны или гривенки — от длинной серебряной проволоки до граненого шестиугольника; различались они и весом. Хождение гривны во многом предопределило современную русскую и российскую десятеричную денежную систему. Так, одна гривна часто именовалась рублем, так как ее рубили на куски для получения денежных единиц меньшего «номинала» — денги или, как она была названа впоследствии, копейки.

Первые русские монеты

Рубление гривны на равные доли не могло не породить потребность в последующей идентификации полученных кусочков серебра – денги. На каждом таком расплющенном серебряном кружочке стали ставить оттиск княжеской печати, а затем и различные другие символы. Так в XIV веке появились первые русские монеты.

Принято считать, что чеканка собственных монет впервые началась в Московском княжестве. Затем собственными деньгами обзавелись Суздальско-Новгородское княжество, Рязанское, Тверское и прочие. Однако эта временная градация достаточно условна и базируется на отрывочных данных из летописей и найденных на территориях бывших княжеств кладах.

Характерной особенностью обращения первых русских монет было отсутствие моментного двора в классическом его понимании. И хотя князь номинально обладал единоличной властью на собственную «валюту», фактические чеканка монет стала еще одной отраслью ремесла. Ремесленник-серебряник выкупал у князя право на чеканку и изготовлял монеты всем нуждающимся, то есть тем, кто ее заказывал – купцам, боярам или тому же князю. Говорить о просчитанной и сбалансированной финансовой системе, конечно, при таком подходе невозможно.

Хотя племена славян и англов, саксов, норманнов, варягов образовались приблизительно в одно и то же время, после Великого Переселения Народов (II век н.э.), по ряду причин образование сильного госудаства на Руси началось с X века, но зарождение монет произошло много раньше.

На определенном этапе экономического развития роль денег была за скотом. В древнейших списках "Русской Правды" встречаются упоминания о штрафах скотом. Существовала даже должность - "скотник", т.е. человек, взимающий подати.

В другое время роль денег выполнял мех куницы, также многократно упоминаемый в "Русской Правде".

Встречающиеся в "Русской Правде" "куны", "резаны", "векши," "бели" означают, по видимому, уже металлические деньги, к которым перешли названия некоторых мехов 12 . Судя по "Русской Правде", гривна и "куна" служили основными металлическими денежными единицами не только в торговле, но и в процессе взимания дани.

Другой древнерусской монетой был златник (золотник) - первая золотая монета на Руси, равная по весу византийскому солиду (4,2 г). Эта древнерусская монета со славянской надписью, портретом князя (Владимира Святославовича) и родовым гербом Рюриковичей особой роли в торговле не играла, а скорее, служила символом силы государства. Чеканился, как и сребреник, в X-XI веках.

Сребреник (серебряник) первая серебряная монета Древней Руси. Для чеканки использовалось серебро арабских монет. Монета чеканилась в Киеве - Владимиром Святославовичем, в Новгороде - Ярославом Мудрым. Отдельную группу монет являют собой монеты тмутараканского князя Олега-Михайлы, чеканившиеся ок.1070 года. Еще до образования Киевского государства, а затем и в период его существования, внешняя торговля и войны содействовали получению металлических денег из стран Востока, Византии, позднее из западных стран. По некоторым данным, славяне еще в IV-V веках имели золотые деньги.

В денежном обращении Древней Руси слитки играли более значительную роль, чем на Западе, где обращение слитков встречало противодействие со стороны феодалов, которые располагали правом чеканки монеты и рассматривали всякий слиток как материал для чеканки. На Руси власти, наоборот, содействовали обращению слитков, которые называют гривнами . Как и в других странах, названия денежных единиц вначале совпадали с весовыми. Гривна была и денежной, и весовой единицей. По мере роста общественного труда роль денег в большей степени переходит к благородным металлам. Это стало возможным, когда ремесло как форма деятельности отделилась от земледелия.

Основой денежной системы Древней Руси стала гривна , весовая единица, древняя славянская денежная, служащая для измерения золота и серебра. Золотые, серебряные, бронзовые гривны употреблявшиеся женщинами в качестве украшения в виде обруча, носимые на шее (на "загривке"- отсюда и название) впоследствии стали основной денежной единицей Руси. Вот яркий пример огромного влияния женщин на жизнь общества, его развитие.

С вопросом о весе гривны обычно связывают и вопрос о ее происхождении. Если видеть в ней "русский фунт ", либо его половину, значит, гривна восходит к древнему месопотамскому фунту, заимствованному Русью и сохранившимся у нас до введения метрической системы. Но в кладах обнаруживают слитки разного веса. Некоторые исследователи пришли к заключению, что вес гривны изменяется в зависимости от того, какая страна имела наибольшие торговые связи с данной местностью. Смена влияния Востока, Византии и Запада последовательно влияла на вес гривны (арабская унция, византийская литра, западная марка). Первой русской гривной принято считать киевскую шестиугольную гривну, вес которой колеблется от 34 до 39 золотников. Вначале разделения гривны не было, но затем в древней литературе появились названия

"гривна серебра" и "гривна кун". Первое упоминание о гривне кун встречается в Ипатьевской летописи в 1287 году. Вопрос о том, что являет собой гривна кун , в чем состояло ее отличие от гривны серебра , является одним из спорных вопросов истории денег на Руси.

Слово "кун" дает повод причислить гривну кун к меховым деньгам.

Историк В.О.Ключевский видел в гривне кун серебряный слиток, но меньшего веса.

По мнению А.И.Черепнина, под гривной кун следует понимать количество чужеземной монеты, соответствующее гривне серебра.

Нам кажется, что гривна кун была все же монетой, поскольку она оставалась основной денежной единицей в торговой столице Древней Руси - Господине Великом Новгороде - до XV века. Потом здесь начали чеканить свою монету, а до тех пор очень много было иностранной монеты - ганзы. Тоже, вероятно, было в Пскове, Смоленске, Полоцке и Витебске. Достаточно быстрое падение курса гривны объясняется интенсивной порчей ее на Западе, кстати, заставившая новгородцев начать чеканить свою монету. Стоимость выпускаемых денег, т.е. вес чистого серебра в них, был в пропорции в западно-европейскими монетами.

Чеканка монеты в Киевской Руси началась раньше, чем во многих европейских государствах. Имеются неопровержимые доказательства чеканки монеты в X-XI веках на Руси - серебреники Владимира Мономаха (1078-1125), киевская гривна (весом 140-160г)и др 13 . Монеты в Древней Руси были гораздо крупнее, чем в Западной Европе тех времен. Укрупненная монета весом до 3-х граммов выше чеканилась за сотни лет раньше, чем в Европе. Монета киевского периода, особенно золотая, технически лучше выполнена, нежели западно-европейская средневековая монета. Причем, необходимо отметить, что чеканка золота началась даже раньше, чем во Франции (если не брать в расчет ранний, меровинговский период). Однако монета чеканилась в ограниченном количестве и доля гривен и иноземной монеты в обращении была больше. Собственная массовая монета на Руси появилась позже. А иноземные монеты русские называли по-своему: "ногата", "резана", "шеляг", "веверица" и т.д.

Период с XII по XIV век вошел в историю России как "безмонетный". На северо-востоке Руси появляются татарские монеты.

С XIII века, после попадания русских земель под монгольское иго, развитие монет пошло двумя путями. С XIV века в юго-западных землях появляются: пражский грош, денарий, квартник, полугрош, шеляг и другие западные монеты. Тогда же на северо-востоке Руси началась чеканка русских монет.

Деньга или денга появилась как монета в конце XIV века в Москве, затем и в других русских княжествах. Из гривны серебра (204г) чеканили 200 денег , составляющих московский счетный рубль. Кроме денги чеканились полуденьги (полушки) , в Новгороде и Пскове - четвертица, т.е. 1/4 деньги.

Унификацию русский монеты осуществила Елена Глинская, регенша при малолетнем Иване IV в 1534 году. С той поры чеканилась одна общегосударственная серебряная монета, вдвое тяжелее деньги - новгородка , которая впоследствии получившая название копейка по изображению всадника с копьем на ней; денга московская или московка , или просто деньга , которую также называли "сабельной " или "мечевой " по изображенному на ней всаднику с саблей; полушка (полуденьга), равнявшаяся половине деньги и четверти новгородки. Из гривны серебра чеканились 300 новгородок весом 0,68г, или 600 денег , весом 0,34 г. Таким образом, с 1534 года 100 новгородок равнялись 1 рублю 14 . История рубля также интересна. Название это получила новгородская гривна (длинная серебряная палочка весом 204 г).

Денежные единицы Древней Руси

Деньги как средство обмена были известны на территории проживания восточных славян задолго до появления Древнерусского государства. Конечно, это не были привычные нам монеты или бумажные деньги. В качестве денежных единиц в Древней Руси использовался натуральный продукт, например скот или ценные меха пушных зверей.
На первоначальном этапе становления Древней Руси в роли денежной единицы по-прежнему выступал скот. Постепенно люди пришли к осознанию, что использовать скот в качестве средства обмена неудобно, ведь его трудно транспортировать из одного места в другое, да и не очень долговечны такие «деньги». Потому на смену скоту приходит мех куниц. Это было гораздо удобнее и практичнее.
Как известно, IX-XIII века – это время, когда на Руси активно развивались экономические отношения, устанавливались торговые связи, как внутренние, так и внешние. Через земли восточных славян в то время проходило несколько крупнейших международных путей: «из варяг в греки», а с XI века – Западно-Двинский и другие. В городах, где проходил обмен товаров, можно было встретить представителей разных народов, как хладнокровного купца-викинга, так и пылкого араба, расчетливого торговца из Германии и высокомерного грека. Вместе со своими товарами купцы, или, как их ещё называли, «гости», привозили и свои деньги, которые постепенно стали входить в оборот на территории Древней Руси. В ходе археологических раскопок было найдено огромное количество кладов с восточными и западноевропейскими монетами. Монет же собственного производства, датируемых этим временем, совсем нет. Это позволяет сделать логичный вывод. Наплыв иностранных монет был таким большим, что нужды в чеканке собственных денег просто не возникало. Однако в X-XI веке в Киевской Руси всё же была сделана попытка чеканки собственных денег – «златников» и «сребреников». Но, в связи с тем, что объективной надобности в этом не было, выпуск вскоре был приостановлен.
Итак, с VIII века основной денежной единицей Древней Руси были арабские монеты – серебряные дирхемы. Внешний вид их периодически изменялся в зависимости от правящей династии. Серебряных монет было так много, что изобретательные славяне придумали новый вид «денег» - серебряные слитки, которые также были широко распространены.
XI век стал временем своеобразного экономического кризиса на Востоке. Серебро значительно поднимается в цене и его приток на земли Древней Руси становится все менее интенсивным. Курс восточнославянского государства меняется на усиление связей с Западной Европой, в том числе и торговых. Потому на смену арабским дирхемам приходят западноевропейские денарии. Они становятся господствующей формой денежного обращения на землях Руси вплоть до прихода завоевателей.
Если открыть один их основных исторических источников по истории Древней Руси «Русскую правду», то не сможем найти там ни одного упоминания ни о дирхемах, ни о денариях. Дело в том, что на Руси всем иностранным монетам давались местные названия. Некоторые из них использовались уже на протяжении многих веков. Так, в «Русской правде» для обозначения денежных единиц встречаются такие термины, как «куна», «нагота», «резана», «векша», «белка». Куна – от бытовавшего ранее «меха куницы», «наготой» обозначались монеты лучшего качества, а резана, векша и белка были более мелкими частями куны. С XI века появляются упоминания о такой денежной единице, как «гривна» (слиток серебра). Часть разрубленной пополам гривны именовалась привычным нам словом «рубль».
Период XII- XIV веков получил название «безмонетного». На 3 века монета пропала с территории Руси. Восточнославянские земли оказались под бременем татаро-монгольского ига. В это время все еще продолжали свое хождение серебряные слитки, а роль мелких «денежных единиц» выполняли украшения из дорогих камней и стекла.
Прекращение татарского господства открыло новый этап в развитии денежной системы на Руси. Со второй половины XIV века на восточнославянских землях начинается повсеместная чеканка собственных серебряных и медных монет.