Дидактическая игра для дошкольников «В мире животных» своими руками. "картотека дидактических игр о животных" Дидактические игры на тему животные для детей

Ирина Малиновская

1. Назови дикое животное .

Воспитатель предлагает послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают диких животных .

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, корова, волк, коза.

Белка, кошка, собака, кролик.

Овца, олень, коза, кошка.

Корова, медведь, собака, свинья.

2. Как зовут тебя, малыш?

Цель : образование существительных - названий детенышей диких животных .

Воспитатель предлагает помочь животным позвать своих малышей обедать :

- Лиса зовет : лисенок!

Медведь.: медвежонок!

Белка.: бельчонок!

Волк.: волчонок!

Заяц.: зайчонок!

Олень…олененок!

Еж…едонок!

3. Логоритмическая игра «На водопой»

Цель : развитие координации речи с движением. ; подражательности, творческого воображения.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети спокойно идут друг за другом.)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой -косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Повернувшись лицом в круг, делают движения языком - «лакают» .)

4. Логоритмическая игра «Медведь» .


Цель : развитие координации речи и движений, подражательности и творческого воображения.

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И на елке - снег, снег, (Встают, потягиваются вверх.)

И под елкой - снег, снег. (Приседают.)

А по снегом спит медведь. (Идут по кругу на цыпочках.)

Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают указательный палец к губам.)

5. Угадай животное .

Задача детей по описанию внешности и погадок догадаться, о каком животном идет речь .

Рыжая, хитрая, ловит зайцев. (Лиса.)

Большой, косолапый, зимой спит в берлоге. (Медведь.)

Трусливый, летом серый, а зимой белый; длинные уши, а хвост короткий. (Заяц.)

Маленький, колючий, на иголках носит яблоки и грибы (еж)

6. Пальчиковая игра «Зайчик» .


Зайка серый скачет ловко (Локтем опираются на стол.)

В лапках у него морковка. (Указательный и средний пальцы разводят в стороны, остальные сжимают в кулачок.)

7. Подскажи словечко.

Цель : развитие речевого творчества.

Без тропинки, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это. (еж) .

Сладкий мох искал весь день,

И жевал его. (олень) .

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка ,

Кто же это?. (Зайка.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто это?. (Лиса.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь - лесной. (медведь) .

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это?. (Олень.)

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь : «Кошка, брысь!»

Потому что это. (рысь) .

8. Пальчиковая игра «Зайка и ушки» .

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Дети сжимают пальчики в кулачок. Выставляют вверх указательный и средний пальцы и шевелят ими в стороны и вперед.)

9. Игра-драматизация «В лесу» .

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым.

Повалялась на песке,

Поискала броду,

Поискала и нашла,

И полезла в воду.

Смотрит маленький медведь,

Хмурится упрямо,

А потом давай реветь :

Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Прибавляет ходу,

Сына ласково зовет

За собою в воду.

Мишка в воду не полез,

Мать окликнул снова

И на весь зеленый лес

Закатился ревом!

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой лапой сгоряча

Шлепнула трусишку.

Мишка в воду угодил,

Забарахтался, поплыл!

Ну а если плавать начал,

Нет причины плакать, значит!

(дети – артисты выполняют действия в соответствии со словами текста) .

10. Подвижно-дидактическая игра «Назови и покажи» .

Цель : расширение и обогащение словаря.

Воспитатель называет глагол, дети подбирают существительное и имитируют движения.

Крадется - лиса,

Прыгает -. ,

Переваливается -. ,

Пугается -. ,

Скачет -. ,

Выслеживает -.

11. Посчитай.

Цель : согласование числительных (один, два, пять) и существительных в падеже.

Одна белка, две белки, пять белок.

Один заяц, два зайца, пять зайцев.

Одна лиса, две лисы, пять лис.

12. «Дикие животные » .

Цель : закрепить представления о диких животных .

Воспитатель называет животное (показать, как ходит медведь, лиса, как прыгает заяц и т. д.) . Дети изображают повадки.

13. Назови профессию.


Цель : познакомить с профессиями взрослых, связанных с животными (охотник, зверовод, ветеринар, дрессировщик, укротитель и др.)

Игра с фигурками диких животных . Знакомство с профессиями.

14. Игра «Назови семью»

Цель : образование существительных - названий животных разного пола и возраста.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и назвать всех членов звериной семьи - и больших и маленьких.

Папа - медведь, мама - медведица, детеныш (и) - медвежонок, медвежата.

Папа - волк, мама - волчица, детеныш (и) - волчонок, волчата.

Папа - заяц, мама - зайчиха, детеныш (и) - зайчонок, зайчата.

Папа - еж, мама - ежиха, детеныш (и) - ежонок, ежата.

Папа - лис, мама - лиса, детеныш (и) - лисенок, лисята.

Папа - олень, мама - оле-ниха, детеныш (и) - олененок, оленята.

Папа - лось, мама - лосиха, детеныш (и) - лосенок, лосята.

15. Логоритмическое упражнение «Я как белка в колесе» .

Цель : упраажнять в координации речи с движениями.

Я как белка в колесе.

Прыгаю на месте, Чтобы было веселей,

Поскакали вместе. (Дети прыгают на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыгают под счет 5 раз.)

Начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд

Он подпрыгнул десять раз. (Прыгают под счет 10)

16. Логоритмическое упражнение «Белка» .

Цель : упражнять в координацию речи с движениями.

Ели за окном стоя, (Дети потягиваются - руки поднимают вверх.)

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат, (Потягиваются - руки вытягивают вперед.)

Белки на ветвях сидят. (Садятся в глубокое приседание на несколько секунд, потом встают)

Белки прыгают по елкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки :

Белки - ловкие малышки. (Прыгают.)

Мы под елками сидим

И на белочек глядим. (Приседают несколько раз.)

17. Подвижная игра «Зайцы и волк» .

Выбирается водящий «волк» . Остальные дети - «зайцы» .

Зайки скачут

Скок-скок-скок!

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк. (Дети скачут по залу, как зайцы, и прислушиваются.)

Волк :

«Я лохматый серый волк,

Я в зайчишках знаю толк.

Все они прыг да скок,

Попадут мне на зубок». («Волк» ловит «зайцев» , они разбегаются.)

18. Логоритмическое упражнение «Мишка косолапый» .

Цель : упражнять в координации речи с движением.

Мишка косолапый по лесу идет, (Идут вперевалку, как медведь.)

Шишки собирает и в карман кладет. (Наклоняются за шишками.)

Шишка отскочила прямо мишке в лоб! (Кулачком стукают по лбу.)

Мишка рассердился и ногою - топ! (Сильно топают ногой.)

19. Подвижная игра «Зайцы и лиса» .

Выбирается водящий - «лисичка» , остальные дети - «зайчата» .

Дети прыгают, как зайцы, по залу и приговаривают :

Скачут-скачут зайки -

Ребятки-побегайки :

Под кустик, под пенек,

На зеленый на лужок.

Серенькие скачут, веселятся

И лисички не боятся.

Эй, лисичка, выбегай

И зайчишек догоняй! («Лисичка» догоняет «зайчат» .)

20. Логоритмическое упражнение «Ежик»

Цель : упражнять в координацию речи и движений.

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки сгибают в локтях, перед грудью, кисти рук опускают вниз. Ноги, слегка сгибают в коленях, делают мелкие частые шажки.)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

(«Собирают» ягодки - соединяют кончики пальцев.)

Если подкрадется полк

Превратится еж в клубок.

Ощетинит еж иголки

Не достанется он волку. (Сворачиваются на полу клубком.)

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (Встают и продолжают топать по дорожке) .

21. Упражнение «Разминаем пальчики»

Цель : развитие эмоций, творческого воображения.

Разминаем пальчики - раз, два, три. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Разминаем пальчики.

Ну-ка, посмотри! (Делают плавные движения руками.)

Вот бежит лисичка - раз, два, три.

Хитрая сестричка.

Ну-ка, посмотри! Поочередно выдвигают руки вперед.

Лепим, лепим личико - раз, два, три.

(Легко «пробегаются» пальчиками по лицу.)

Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

Хитрая лисичка - вот она! (Делают хитрое выражение лица.)

Рыжая лисичка хороша!

Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Оскаливают зубы, раздувают ноздри.)

От нее скорее убегу домой. (Напрягают пальцы, как когти.)

У лисички нашей грустный вид,

Сидит одна лисичка и грустит.

(Изображают грусть : опускают голову, уголки рта вниз.)

Улыбнись, лисичка, погляди на нас.

Тебя мы не оставим ни на час! (Улыбаются.)

22. Подвижная игра «Замри!»

Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки. (Дети бегут врассыпную.)

Стали весело кружиться.

Стали звери веселиться. (Кружатся на носочках.)

Раз-прыжок, два -прыжок. (Прыгают на двух ногах.)

Замирай скорей, дружок! (Замирают в произвольной позе.)

Дидактические игры для детского сада на тему: «Животные»


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Животные». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детёнышах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Животные».


Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных животных, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом животных, изображённых на одном игровом поле.
На первом поле изображены: кошка, свинья, лошадь, корова, коза, овца. Это домашние животные.
На втором поле изображены: олень, белка, лось, лиса, кабан, волк. Это лесные животные.
На третьем поле изображены: ленивец, ехидна, утконос, киви, игуана, коала. Это животные Австралии.
На четвёртом поле изображены: лев, носорог, жираф, верблюд, слон, зебра. Это животные Африки.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал : Карточки с изображением животных 24 штуки (берём из лото) и два игровых поля с изображением леса и деревни.



Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное»
Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных.
Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
Например: Собака – домашнее животное.
Медведь – дикое животное.
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1.Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кашка потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.


2.Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.


3.Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.


4.Лошадь, зебра, корова, ослик, коза. Лишняя зебра потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.


Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Ход игры : Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).


Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.
Дидактический материал : Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.




Дидактическая игра «Чья тень»
Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их теней.
Ход игры: Предложить ребёнку найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями.


Дидактическая игра «Какие животные спрятались на картинке?»
Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.
Дидактический материал : Карточки с изображением контура различных животных.
Ход игры : Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке.

Назначение : дидактическая игра, сделанная своими руками.

Цель : формировать знания детей о многообразии животного мира на планете Земля.

Задачи:

· развивать общие познавательные способности: умение наблюдать и описывать, строить предложения, находить причинно - следственные связи;

· расширять и обобщать знания о мире животных;

· развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольников;

· формировать осознанное и бережное отношение к животным.

Описание изготовления игры:

Для создания данной дидактической игры, необходимо вырезать цветные крупные изображения разных животных (можно воспользоваться детскими книжками и разукрашками). Каждого животного наклеиваем на картон и для прочности обклеиваем скотчем.

Вырезаем из различной печатной продукции буквы русского алфавита и фиксируем их на пластмассовые крышечки из-под сока, йогурта или газ. воды.

Ход игры:

На столе раскладываются картинки животных. Воспитатель читает стихотворение или загадку, а ребёнок должен догадаться о ком идёт речь, найти это изображение, выбрав его из многообразия представленные его вниманию картинок.

Появилась коняшка

В полосатой тельняшке.

В жару не раздевается,

прямо в ней купается (Зебра)

Е. Телушкина

У него есть горбы,

А в горбах - запас воды.

Чтоб наполнились горбы,

Выпьет литров сто воды!

Он потом неделю может

Ничего совсем не пить

И навьюченный тюками

По пустыни груз тащить. (Верблюд)

Д. Пономарева

Висят обезьянки на ветках

За них уцепившись хвостом,

Не любят сидеть они в клетках,

Бананы жуют под кустом.

А то по деревьям всё скачут,

То корчат гримасы, кричат,

А то подерутся и плачут,

Все время куда-то спешат.

Л. Олифсон

Поучитесь у бобра

Строить дом без топора.

Без стамески, без гвоздей,

Без пилы и без клещей.

В домик вход залит водой.

Для того чтоб хищник злой,

Ни сейчас, ни после,

Не просился в гости.

В. Милов

Крепко сбит и ладно сложен,

В складках весь из толстой кожи.

Гордо носит грозный рог -

Африканский … (Носорог)

О. Москаленко

Кусты трещат, ломаются,

И шуму - на весь лес!

За ягодой пытается

Он в малинник влезть.

Он сел на лапы задние

И вот, не торопясь,

Бросает сладки ягоды

В свою большую пасть… (Медведь)

Т. Гусарова

Другой вариант игры:

Ребёнок рассматривает изображения представителей животного мира. Называет каждого из них. Находит букву, на которую начинается название того или иного животного, выкладывает её на картине. Например,: верблюд - «В», хорёк - «Х», лось - «Л», тюлень - «Т», кабан - «К» и др.

А затем, с помощью воспитателя, а в старшем возрасте уже самостоятельно, старается выкладывать из букв слова - название животных: осёл, ёжик и т.д.

Дидактические игры по теме «Дикие животные»

Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).


Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).


Игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.


Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.


Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

Белка – белочка
Лиса – лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? - зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.


Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).


Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).


Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Белка, собака , лиса, медведь


Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)


Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.


Дидактические игры по Теме «Домашние животные» 1. Игра «Путаница» («Кто где живет?») Цели: развивать слуховое внимание, связную речь. Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку. Например: Кошка живет в конуре. - Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. - Лошадь живет в конюшне 2. Игра «У кого пропал детеныш?» Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия детёнышей животных. Ход игры. На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся». 3. Игра «Кто лишний?» Цели: развивать логическое мышление, учить связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающие понятия «дикие животные» и «домашние животные». Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди животных лишнее и объясняет свой выбор. Например: .," Лиса лишняя, т.к. она - дикое животное, все остальные - домашние. Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать количество слогов в названии лишнего животного на картинке. 4. Игра «Веселый счет» Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать имена существительные с числительными. Ход игры. Воспитатель предлагает детям посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом. Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов. 5. Игра «Праздник у животных» Цели: уточнять представления детей о том, чем питаются домашние животные, развивать связную речь. Ход игры. На столе предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей - изображения этих домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных. Например: У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено. 6. Чьи? Чей? Чья? Чьё? Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные. С опорой на картинку. Воспитатель задает вопрос детям: чья это лапа? Это кошачья лапа. Чьи это уши? (кошачьи уши). Чье ухо? (собачье ухо) И Т.Д. 7. Игра «Расставь по загонам» Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображения домашних животных и три загона, объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, названия которых состоят из одного слога, во второй загон - из двух слогов, в третий - из трёх слогов. Дети по одному выходят к доске, выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и ставят рисунки в соответствующие «загоны». Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова, лошадь. 8. Игра «Отгадай слово» Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением домашних животных и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат. Например: Первый звук [с], последний - [а] (собака). 9. Игра «Кто самый нужный?» Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей по лексической теме «Домашние животные». Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ, постараться объяснить, для чего то или иное животное нужно человеку. Однажды на скотном дворе разразился спор. Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку. - Я - самая нужная, - мычала корова, - потому что... Нет я, - блеяла овца, - я... - А я, - визжала свинья, - ... - Вы про меня забыли! - заржал конь. - Без меня человек не сможет... - Спорь, не спорь, - вставила собака. - Я всё же нужнее... А как ты думаешь? Кто из животных нужнее? (Все животные нужны по-своему.) С. Чешева