Подвижная игра воробышки и кот средняя группа. Картотека подвижных игр (Средняя группа) материал (средняя группа) на тему

Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения для детского сада. Старшая - подготовительная группа

Струнина Екатерина Андреевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Описание: материал предназначен для воспитателям в обучении старших дошкольников, родителям, а также учителям начальных классов.
Цель: закрепление правил дорожного движения через игровую деятельность.

Подвижная игра "Цветные автомобили".

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они - автомобили. Каждому из играющих дают флажок какого-либо цвета или цветной руль. Педагог стоит лицом к играющим в центре комнаты или площадки. Они держит в руке три цветных флажка.
Педагог поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок или руль такого же цвета, бегут по дороге, соблюдая правила дорожного движения, на бегу они звуками подражают автомобиль. Когда педагог опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем педагог поднимает флажок другого цвета и игра повторяется.

Подвижная игра "В гости к Айболиту".

Для участия в этой игре можно пригласит школьников, сотрудника ГАИ, которым можно поручить роли регулировщиков и доктора Айболита.
На полу(асфальте) начертить мелом перекрёстки, пешеходные переходы, выставляются один или два регулировщика. Желательно, чтобы дорога шла по кольцу и была достаточно длинной. Дети надевают маски разных животных. Доктор айболит занимает своё место в конце пути и ждёт зверей на лечение. Дети по двое начинают движение к доктору на велосипедах или пешком, а регулировщик отмечает, кто нарушил правила перехода, остановки. Когда все животные прибывают к доктору, начинается разбор нарушений. Айболит объявляет, какой зверь нуждается в лечении. Эти звери отправляются к доктору Айболиту, а те, кто правила не нарушил получают подарок (сладости, медальки и др).

Подвижная игра "Светофор".

На полу или на участке мелом обозначаются перекрёсток, пешеходные переходы. В центре встаёт ребёнок (светофор) с красными кругами на спине и груди, и зелёными - на плечах. Два жёлтых круга он держит в руках. Дети начинают переходить улицу по переходам, а светофор поворачивается к ним то боком, то спиной. Ребята должны знать, что означает жёлтый круг. Если ребёнок поднял руки вверх, значит переходить дорогу ещё нельзя, нужно приготовиться, а кто не успел перейти улицу должен задержаться на середине дороги и ждать зелёный свет.

Подвижная игра "Лабиринт".

Зимой на участке детского сада сооружается снежный лабиринт. В нём устанавливаются знаки дорожного движения "Въезд запрещён", "Пешеходный переход", "Велосипедное движение запрещено" и др. Дети на санках проезжают по этому лабиринту, соблюдая все указания знаков.
Тот, кто не нарушил правила, получает подарок.

Подвижная игра "Перекрёсток".

На полу раскладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку идут к перекрёстку и действуют по сигналам педагога: при красном -останавливаются, при жёлтом- маршируют на месте, при зелёном- идут вправо, влево, вперёд.

Подвижная игра "К своим знакам".

На площадке произвольно стоят 6 человек, у каждого в руках по дорожному знаку "Дети", "Пешеходный переход"."Железнодорожные переезд со шлагбаумом", "Дорожные работы", "Дикие животные", "Подземный переход".
Дети делятся на группы, берутся за руки, образуя круг. В середину каждого круга входят дети со знаками, показывают дорожный знак, объясняют его значение.
Затем педагог подходит к каждому кругу и приглашает ребят за собой. Дети идут за педагогом и повторяют его движения. Пока дети идут за педагогом, ребята со знаками опускают свои знаки и перемещаются по площадке, меняя свои места.
По сигналу педагога все играющие должны быстро найти свой знак и встать в свой круг, взявшись за руки, а дети со знаками, должны поднять свой знак над головой. Побеждают те, кто первыми нашли свой знак. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра "Самый быстрый".

Каждый чертит себе круг жёлтым, зелёным, красным цветами и встаёт в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде "Раз, два, три, беги!", дети разбегаются. Ведущий произносит: "Раз, два,три- в светофор беги!", и сам старается занять чей-нибудь кружок, не успевший занять свой кружок, становится ведущим.

Подвижная игра "Светофор и скорость".

Два стола. Два макета светофора. По команде ведущего первые номера бегут к светофорам и разбирают их, вторые - собирают. Третьи опять разбирают и т.д. Команда, закончившая первой- побеждает.

Подвижная игра "К своим флажкам".

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в свой круг, в центре которого стоит ребёнок с цветным флажком. По первому сигналу педагога все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками меняются местами. По команде "К своим флажкам!", дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в свой круг.

Подвижная игра "Нарисуем дорогу".

Рисуем на земле дорогу. Дети перепрыгивают через неё. Ширину дороги постепенно увеличивают. Побеждает тот,кто перепрыгнет дорогу в самом широком месте.

Подвижная игра "Бегущий светофор".

Дети следуют за ведущим врассыпную. Время от времени ведущий поднимает флажок, затем поворачивается кругом. Если поднял зелёный флажок- дети продолжают двигаться за ведущим, жёлтый - прыгают на месте, красный- все замирают на месте и не двигаются 15- 20 секунд. Кто ошибся выходит из игры.

Подвижная игра "Умелый пешеход".

На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делаются 2 круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными
глазами пройти по кругу между шнурами.

Подвижная игра "Мяч в корзину".

В 2-3 шагах от игроков ставятся 3 корзины: красного, жёлтого и зелёного цветов. По команде ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, жёлтый- в жёлтую, зелёный - в зелёную. Ведущий может несколько раз называть один и тот же цвет.

Цель: закрепить умение действовать по сигналу, бегать, не натыкаясь друг на друга.

Оборудование: цветные рули или ленточки, карточки.

Художник «выезжает» на машине, раздает детям рули, «пре­вращая» их в водителей машин.

Игра малой подвижности «Кто самый внимательный?»

Цели: развить целенаправленное внимание детей, ориенти­ровку в пространстве; закрепить знание цветов; развить речь.

К детям прилетает бабочка, которая сделана из бумаги и рас­крашена разными цветами. Просит детей рассказать, какого цвета у нее крылышки. Затем предлагает детям показать ей, что у них на участке зеленого цвета.

Надо найти предмет, дойти до него, поднять вверх руку и назвать предмет и его цвет.

Дидактическое упражнение «Соберем радугу»

(с подгруппой детей)

Цель: закрепить знание шести основных цветов спектра, умение находить дугу названного цвета.

Педагог после сна обращает внимание детей на то, что, пока они спали, с неба упала радуга-дуга и рассыпалась. Просит по­мочь собрать радугу, для чего найти и принести дугу нужного цвета, назвать цвет.

Педагог читает стихотворение «Цвета радуги» А. Венгера.

Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная - вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета.

Дидактическое упражнение «Соберем цветик-семицветик»

(с подгруппой детей)

Цели: закрепить знание шести основных цветов спектра, умение находить лепесток нужного цвета; приносить; называть и со­ставлять цветок.

Педагог говорит детям, что у нее есть волшебный цветок, но он может творить волшебство только тогда, когда его составят


из лепестков. Предлагает детям на полу от серединки выложить волшебный цветок с разноцветными лепестками.

Подвижная игра «Лети, голубок»

Цели: закрепить умение ориентироваться в цветовых тонах по их названию; развить внимание, целенаправленность, вы­держку; воспитывать желание сотрудничать с педагогом; сфор­мировать эмоциональную отзывчивость на общение со сверст­никами.

Оборудование: все виды разноцветных игровых материалов, которые разложены в разных местах игрового поля.

К детям прилетает необычный голубок (оригами), окрашен­ный в разные цвета. Педагог предлагает поиграть с ним.

«Голуби слушаются хозяйку». Как только освобождаются ме­ста с краю, сидящие в ряд дети передвигаются и занимают их.

«Выполнять поручения голуби могут только после слов хо­зяйки "Лети голубок!"» Вернувшись на место, каждый «голубь» показывает всем участникам игры, что он принес, и называет цвет выбранного предмета.



СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет) ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

1 день Мы играем Основные задачи:

Развить игровые умения детей;

Научить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодей­ствовать в игре в соответствии с сюжетом, договаривать­ся, следовать игровым правилам;

Осуществить социальное развитие детей в игре;

Доставить радость от совместных со сверстниками и взрос­лыми игр.

Игровой персонаж: Петрушка - кукла бибабо.

УТРО Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание детей на нарядную ширму, пред­лагает посмотреть, что за ней. Находит вместе с детьми за шир­мой красивую коробку, а в ней - Петрушку.

Надевает его на руку, оживляет. От имени Петрушки пригла­шает детей в игротеку, где можно играть целый день в разные игры.

Цели: вызвать интерес к предстоящей деятельности; поднять эмоциональный настрой.

Беседа Петрушки с детьми «Давайте познакомимся» Цели: развить социальные навыки детей, закрепить знания о том, как можно назвать ребенка ласковым именем; развить ди­алогическую речь детей.

Настольные игры («Домино», «Лото», «Мозаика» и т.п.) Цели: предоставить детям возможность выбрать игру по же­ланию; закрепить знание правил игры.

Петрушка вносит большую коробку, в которой самые разно­образные игры (коробка украшена мишурой). Говорит детям, что в игротеке эти игры оставил Дед Мороз, чтобы дети могли наиграться. Предлагает выбрать любимые игры и поиграть в них. Педагог включается в игры как равный игровой партнер или советчик. От имени Петрушки просит детей рассказать, как надо играть в игру.


Дидактическая игра «Разрезные картинки» .

ДЕНЬ Дидактическая игра «Поправь Петрушку»

Цели: развить слух, внимание; сформировать навыки пра­вильного произнесения звуков; научить свободно общаться со сверстниками.

Оборудование: Петрушка, мешочек с игрушками, в чьих на­званиях есть звуки, которые дети часто произносят неправильно (санки, самолет, автобус, зайка, корзинка, козочка, цыпленок, яйцо, чашка, ложка, мишка, машина, мышка, матрешка и др.).

Дети должны научить Петрушку правильно говорить. Для этого они должны внимательно слушать Петрушку, тактично исправ­лять его ошибки.

Петрушка приносит детям мешочек с подарками, но получат их лишь те, кто будет старательно произносить трудные звуки.

Петрушка вынимает из мешочка игрушки, называет их, на­рочно путая звуки, побуждает детей исправлять ошибки. Дети поправляют его, но он вновь коверкает слова. Дети медленно и четко произносят трудные звуки, потом по очереди вместе с Петрушкой делают то же самое. Несколько детей подходят к нему поближе, чтоб научить его правильно произносить звуки. Остальные, закрыв глаза и положив голову на ладони, внима-


Тельно слушают. Когда Петрушка правильно выговаривает звук, дети поднимают один пальчик. За внимание дети получают по­дарки.

Дидактическое упражнение «Варежки» .

Игры со снегом Цели: закрепить знание свойств снега; научить сооружать по­стройки по заданной теме; использовать для украшения при­родный материал; проявлять творчество.

Подвижная игра «Угадай знак»

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков;
  • Жетоны

Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

Подвижная игра «Повороты»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо» , «Движение направо» , «Движение налево» .

Атрибуты:

  • Дорожные знаки «Движение прямо» , «Движение направо» , «Движение налево» ;
  • Рули.

Правила игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо» , то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Подвижная игра «Наш друг постовой»

(малой подвижности)

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

(Я. Пишумов)

Подготовка к игре: Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика .

Правила игры:

Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди. 4

Подвижная игра «Стоп - Идите»

Подготовка к игре:

Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую.

Атрибуты:

  • Светофор.

Правила игры:

Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками» , переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

Подвижная игра «Глазомер»

Подготовка к игре:

В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд.

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков.

Правила игры:

Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знак на поле представляется по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.

Подвижная игра «Три движения»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика (какой жест, какому сигналу светофора соответствует) .

Правила игры:

Педагог объясняет детям, что каждый участник игры должен запомнить три движения и цвет светофоров, который им соответствует:

красный - руки опущены, я стою к вам лицом;

желтый - поднимаю руку вверх;

зеленый – вытягиваю руки в стороны, поворачиваюсь к вам правым или левым боком.

Затем педагог показывает воспитанникам движения, называя при этом другой цвет светофора. Дети должны выполнить те движения, которые соответствуют цвету светофора, а не те, которые показывает воспитатель.

Подвижная игра «К своим знакам»

Подготовка к игре:

Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги.

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков;
  • Магнитофон.

Правила игры:

В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой. 8

Подвижная игра «Трамваи»

Подготовка к игре:

Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче.

Атрибуты:

  • По одному обручу для каждой команды;
  • По одной стойке для каждой команды.

Правила игры:

Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Подвижная игра «Передай жезл»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие выстраиваются в круг.

Атрибуты:

  • Жезл регулировщика;
  • Магнитофон.

Правила игры:

Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак) .

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

Подвижная игра «Грузовики»

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Атрибуты:

  • Рули;
  • Мешочки с песком для каждого участника команды;
  • Две стойки.

Правила игры:

Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

Подвижная игра «Сигналы светофора»

Подготовка к игре:

На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему.

Атрибуты:

  • Мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета;
  • Стойки.

Правила игры:

В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла. 12

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Правила игры:

Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт) . Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное.

Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

Подвижная игра «Зебра»

(на время и точность исполнения)

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Атрибуты:

  • Полоски белой бумаги (картона) на одну меньше, чем участников в команде.

Правила игры:

Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся по полоске белой бумаги (картона) . Первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель:

Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.

Подготовка к игре:

Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули.

Атрибуты:

  • Цветные рули;
  • Сигналы (картонные кружки) , которые соответствуют цвету рулей.

Ход игры:

Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет) , остановились» . Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили» , «Синие автомобили возвращаются домой» ..

Подвижная игра «Светофор»

(малой подвижности)

Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.

Атрибуты:

  • Цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный) ;
  • Макет светофора.

Ход игры:

Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

Подвижная игра «Автомобили»

(бег)

Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную. Закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.

Подготовка к игре: Дети получают рули и встают врассыпную на площадке.

Атрибуты:

  • Рули на каждого играющего.
  • Цветные флажки (зеленый, красный) .

Ход игры: каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.

Подвижная игра «Автобусы»

(быстрая ходьба)

Цель: формировать умение ходить друг за другом небольшими группами. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в автобусе, учить действовать сообща.

Подготовка к игре: Дети делятся на «Автобусы» (команды) , в каждом «автобусе» выбирается водитель.

Атрибуты:

  • Цветные флажки на подставке (по одному на команду) ;
  • Рули (по одному на команду) .,
  • Свистки (по одному на команду) .

Ход игры: «Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры» . В 6-7 м от каждой команды ставят флажки.

По команде «Марш!» первые игроки – водители (с рулями в руках) быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок – «водитель» ) возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку. 18

Подвижная игра «Цветные автомобили» (бег)

Цель: Учить детей выполнять функцию водителя. Развивать реакцию на цветовой сигнал. Упражняться в лёгком беге с поворотом влево – вправо.

Атрибуты:

  • рули синие, жёлтые, зелёные;
  • флажки таких же цветов.

Подготовка к игре: Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они автомобили. Каждому из них даётся флажок или руль какого-либо цвета.

Ход игры: Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки) . Он держит в руке 3 цветных флажка. Когда воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, то дети с таким же цветом руля (флажка) бегут по площадке, изображая автомобиль. Когда воспитатель опускает флажок, то дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж.

Подвижная игра «Такси»

(бег)

Цель: Учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в общественном транспорте.

Атрибуты:

  • обручи большого диаметра (один обруч на двух игроков) ;
  • Свисток.

Подготовка к игре: Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым.

Ход игры: Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время (по свистку) меняются ролями.

Подвижная игра

«Будь внимательным»

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить действовать по сигналу.

Подготовка к игре: Дети встают в круг, регулировщик – в центр круга.

Ход игры: Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Подвижная игра

«Автоинспектор и водители»

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Атрибуты:

  • стул на каждого игрока;
  • ножницы;
  • дорожные знаки;
  • водительские удостоверения (прямоугольники из картона) .

Подготовка к игре: На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них.

Ход игры: В игре участвуют 5-6 человек.

У водителей имеются водительские удостоверения. С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор - водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру. 22

Подвижная игра «Трамвайчики»

(бег)

Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную. Закреплять

Атрибуты:

  • обруч для каждого ребёнка из команды «трамвайчики» .

Подготовка к игре: Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Выбирается вагоновожатый. Вторая команда – пассажиры.

Ход игры:

Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает своё место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала. Выигрывает тот трамвайчик который перевезёт большее число пассажиров.

Подвижная игра–аттракцион «Внимание, пешеход!»

(малой подвижности)

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Активизировать процессы мышления и внимания.

Атрибуты:

  • три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Подготовка к игре: Дети выстраиваются в шеренгу.

Ход игры: Регулировщик - воспитатель - показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого - стоят, при виде зеленого - два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п. 24

Подвижная игра «Красный, желтый, зелёный»

(малой подвижности)

Младшая группа

Цель:

Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.

Подготовка к игре:

Дети сидят на стульчиках (скамейке) .

Атрибуты:

  • Флажки красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры:

Ведущий поднимает флажок определенного цвета. Если поднят зелёный – дети топают, если жёлтый – хлопают в ладоши, если красный – сидят без движения. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры – сладкий приз.

По сигналу инструктора «Машины поехали» под музыку дети разбегаются по залу врассыпную. С остановкой музыки детям необходимо построится вокруг кегли своего цвета. Инструктор отмечает группу, выполнившую задание быстрее. Во время игры инструктор и воспитатель меняют кегли местами. Игра повторяется 2 раза.
Инструктор: молодцы ребята, вы были внимательными водителями и соблюдали правила игры. Соберем машины в корзину и построимся за направляющим.
Воспитатель и инструктор собирают значки-машины. Убирают кегли.
Заключительная часть.

Инструктор: Молодцы ребята. Какое замечательное путешествие у нас получилось, нам пора возвращаться в детский сад, но наш автобус в дороге сильно запылился. Давайте пропылесосим его.

Игра малой подвижности «Пылесос».

Инструктор разбрасывает по залу помпоны, кладет на пол в центре зала обруч. Дети снимают чешки. По сигналу инструктора собирают помпоны ногами, захватывая пальцами. Двигаясь на пятках, дети относят помпоны в обруч.

По окончании игры дети подбегают к скамейкам надевают чешки и строятся в 1 шеренгу.
Инструктор: Внимание занять свои места в автобусе, направо шагом марш!
Ходьба по залу.

Инструктор: Мы вернулись в детский сад. Ребята вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какие упражнения понравились? Какие упражнения вы хотели бы повторить? Дети отвечают на вопросы.

Инструктор: Молодцы! Спасибо, до свидания.

Приложение Б

Физкультминутки для дошкольников

Физкультминутка. А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)

Физкультминутка. Вот под ёлочкой

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши)

Физкультминутка. Вышел зайчик

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.



Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся)

Физкультминутка. Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели)

Физкультминутка. Гриша шёл

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети

имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.

Движения должны быть неторопливыми, ритмичными).

Физкультминутка. Самолёт

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот -

Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад)

Физкультминутка. Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Физкультминутка. Солнце

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания - руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания - руки в стороны.)



Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Солнце землю греет слабо

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Приложение В

Марина Тимерьянова
Подвижные игры для средней группы

Подвижная игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Описание игры: По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Подвижная игра «Воевода»

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Описание игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

Катится яблоко в круг хоровода,

Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

Я сегодня воевода.

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

Подвижная игра «Найди где спрятано»

Цель: учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.

Описание игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре

Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Подвижная игра «Зайцы и Волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

Подвижная игра «Перелёт птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Описание игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.

Описание игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:

Рано-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры:

играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Подвижная игра «Ловишки из круга»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг

Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!

Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге

Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут

Подвижная игра «Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Подвижная игра «Пожарные на ученье»

Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.

Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.