Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников младшего возраста. Роль подвижной игры в жизни ребенка Значение подвижных игр для детей

Значение подвижных игр

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Роль подвижной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Автор-составитель: Андреева Светлана Петровна.
Место работы: ГБДОУ центр развития ребенка детский сад № 96 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга. Описание: Материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, воспитателям детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, няням, гувернанткам.
Цель работы: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями.Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченный игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.


Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета…


Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.


Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных подвижных игр и упражнений.

Классификация подвижных игр .Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей,футбол и др. Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные . Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.Эти игры делятся на игры типа:перебежек,ловишек. Особую группу составляют хороводные игры . Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям. По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных. По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения , например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.
Подбор игр. Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Выбор игры зависит также от поставленной педагогической задачи,психо-физического самочувствия воспитанников. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания ("Где звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами ("Мой веселый звонкий мяч", "Воробушки и кот" и др.).
При выборе игры нужно учитывать время года, погоду, температуру (в помещении или на участке), имеющееся оборудование,а также то, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.
Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме: эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Велика роль подвижной игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры также для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно. Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог-кот, все дети - мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается. Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми. Постепенно увеличивается, количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определённом направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а так же на скорость (кто добежит до флажка).

Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания.

По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие у него в памяти в виде представлений, понятий.

Игра «растет» вместе с ребенком на протяжении всего его детства.

Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Игра сопровождается с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

1. Значение подвижных игр для дошкольников.

Многие известные ученые, такие как, Ф. Фребель, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, М. Александер, В. Райх, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях , а так же создают оптимальную двигательную среду.

По мнению В.В. Гориневского, Е.А. Аркина подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребен­ка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых физических и познавательных умений.

В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает само­обладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Являясь важным средством физического воспитания, под­вижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

2. Характеристика и этапы развития подвижной игры.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

По возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);

По степени подвижности ребенка в игре (игры с ма­лой, средней, большой подвижностью);

По видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);

К подвижным играм с правилами относятся сю­жетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскет­бол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жиз­ненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям дви­гательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюде­ние ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыж­ками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Важными характеристиками подвижной игры являются:

Цель игры;

Правила игры;

Игровые роли.

П.Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре опреде­ленной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой, выстраивать свое поведение согласно поставленной цели.

Важной характеристикой игры являются игровые правила. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообраз­ных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку дей­ствия, с более, повышенными требованиями, способствует сохра­нению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребен­ком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел вы­играть; был недостаточно внимателен и т.д.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выб­рать водящего и попросить затем объяснить, почему они пору­чают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он де­лает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли пору­чаются детям.

Этапы развития подвижной игры:


  1. Разучивание игры.

  2. Повторение подвижной игры.

  3. Усложнение подвижной игры.
Любая игра начинается с ее разучивания. Воспитатель объясняет детям игровую цель, правила игры, содержание игры (ход игры), распределяет игровые роли. Разучивание игры с детьми младшего возраста дошкольного возраста отличается от разучивания игры с детьми старшего дошкольного возраста тем, что проводиться на основе сюжетного рассказа с использованием большего количества атрибутов для игры. Оно основано на эмоциональных образах героев игры, которые позволяет вызвать у ребенка непосредственный интерес. В процессе разучивания используется эффект подражания ребенка движениям взрослых.

Следующим этапом развития игры является ее повторение, закрепление. На этом этапе происходит упражнение в основных движениях, тренировка движений. Более, высшим уровнем развития игры считается усложнение правил, условий игры, игровых целей, а так же основных движений, используемых в игре. Игры с усложнением правил, целей и движений используются в основном с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Требования программы «Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой» к подбору подвижных игр


Основное движение, упражнение

Названия подвижных игр по возрастным группам

II младшая

средняя

старшая

подготовительная

Бег

«Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»

«Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки»

«Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Затейники», «Встречные перебежки», «пустое место»

«Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка», «Чье звено скорее соберется?», «Быстро возьми, быстро положи»

Прыжки

«По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку»

«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»

«Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы», «кто сделает меньше прыжков?»

«Лягушки и цапли», «не попадись», «Волк во рву»

Лазанье, подлезанье, ползанье

«Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»

«Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»

«Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье»

«Перелет птиц», «Ловля обезьян»

Бросание, ловля, метание

«Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет»

«Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку»

«Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему»

«Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Кого назвали, тот ловит мяч»

4. Методика проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста.

Для проведения игр с детьми младшего дошкольного возраста необходимо создание правильной предметно-пространственной среды. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наи­более часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы.

У детей второго года жизни велика потребность в движениях. Для удовлетворения их потребности в движении необходимы : горку, скамейки, ящики и другие предметы. Должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошколь­ного возраста носят сюжетный характер.

Важно научить ре­бенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы дви­жений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей ме­няется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуман­ное, творчески отобразить в воображении и поведении накоп­ленный двигательный и социальный опыт. Однако подражатель­ность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличива­ется расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. И в этой группе воспитатель распределяет роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней спра­виться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям.

Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуж­дают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сю­жета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста ис­пользуются более сложные движения. Перед детьми ставится зада­ча мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, прояв­лять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей старшей группы отличаются большей скоорди-нированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и не­сюжетными играми широко используются игры с элементами со­ревнования, которые вначале целесообразно вводить между не­сколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков.

Так, в игре «Кто скорее добежит до флаж­ка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справят­ся с заданием быстро и правильно.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить пе­ред детьми задачи для самостоятельного решения.

Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья, и в каж­дом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажка­ми в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» стро­ятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выклады­вают какую-нибудь фигуру из флажков.

Такое усложнение задания требует от детей умения быстро пере­ключаться от одной деятельности к другой - в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению пра­вил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит вос­питателю, но постепенно детям предоставляется все больше и боль­ше самостоятельности.

В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и не­сюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы вы­бора ведущих, широко пользоваться считалками.

В проведении подвижных игр с детьми средней группы я опираюсь на требования «Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой» к подбору подвижных игр.

В работе с детьми использую игры рекомендованные программой, затем добавляю игры из других источников, либо из своего опыта. Часто преобразую игру, видоизменяю правила игры, усложняю их: увеличива­ю расстояние для бега, метания, высоту прыжков. Выбираю игры, развивающие комплексно у детей, как психофизические качества и основные движения, так и познавательные процессы.

При подборе игр для детей средней возрастной группы я руководствуюсь тем, что подвижные игры должны способствовать следующим задачам:


  1. Развитию психофизических качеств детей: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, моторных координаций.

  2. Накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению основными движениями.

  3. Формированию у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В средней группе преимущественно провожу сюжетные подвижные игры. Хотя несюжетные подвижные игры («Подбрось – поймай», «Мяч через сетку», «Кто ушел?») и игры с элементами соревнования («Найди, где спрятано», «Найди и промолчи») так же использую в работе с детьми средней группы. Проводя сюжетную игру, использую образный рассказ, развивающий воображение детей. Рассказываю детям о зайцах и волке (игра «Зайцы и волк»), о медведе («У медведя во бору»), о лисе и курицах (игра «Лиса в курятнике»), стараюсь вызвать интерес детей к игровым образам, игровым ролям.

Объясняю, как ходит, переваливаясь, медведь, как крадется лиса или волк, как прыгают зайцы. Дети, как правило, с удовольствием за мной повторяют показанные движения, входя в роль зайцев, или волка, медведя, лисы, или кур. Сказочные игровые образы побуж­дают ребенка более старательно выполнять то, или иное движение.

Часто, в играх мы используем атрибуты для лучшего вхождения ребенка в роль – маски животных для водящего (лисы, волка, кота, зайца и др.), дополнительные предметы для исполнения ролей (корзинки, муляжи ягод, грибов для игры «У медведя во бору», шляпу и кнут для пастуха в игре «Пастух и стадо»). Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт к игре , большее желание играть.

Проводя игру, стараюсь, чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего, для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. В связи с этим, каждая игра проводится многократно и детям это не надоедает, так как у них велика потребность в движениях и играх.

У многих детей в моей группе развито стремление к лидерству, доминированию. Каждый ребенок в моей группе стремится побывать в роли ведущего (водящего), поэтому роли распределять довольно трудно. При распределении ролей я стараюсь:


  1. Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет; недисциплинированным – стать организованными; неактивным – проявить активность; необщительным – сдружиться со всеми.

  2. Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.

  3. Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей.
Для детей активных, подвижных, склонных к перевозбуждению подходят игры со сложными действиями, например «Цветные автомобили», или простые игры, в которых от точности и аккуратности зависит результативность игры – «Городки», «Сбей булаву», «Водонос». При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться, чтобы они получили удовольствие от их выполнения.

Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Кошки-мышки», «Перелет птиц»), от концентрации внимания («Птичка и кошка», «Найди себе пару»). Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение воспитателя, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.

Для детей вялых пассивных и астеничных я выбираю игры, не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений (Котята и щенята», «Зайка серый умывается»).

Для развития бега использую игры: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки». В ходе проведения данных игр я добиваюсь закрепления и развития умения бегать легко, согласовывая движения рук и ног. Развиваю у детей умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

В моей группе много детей гиперактивных, неусидчивых со сниженным самоконтролем и вниманием, для которых трудно согласовывать движения рук и ног, соблюдать дистанцию в игре но, с повышенной потребностью в движениях. Поэтому я стараюсь, прежде всего, приучить их к выполнению действий по сигналу, а так же обучаю детей соблюдать дистанции во время передвижения, не наталкиваться друг на друга вовремя ходьбы или бега.

Для развития прыжков мы играем в следующие игры: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается». В данных играх закрепляется умение прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте.

Для развития ползанья и лазанья я использую подвижные игры: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята». В этих играх у детей закрепляется умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вверх, вниз, вправо, влево).

В играх на бросание и ловлю: «Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку» закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, в бросании и ловле мяча кистями рук, не прижимая их к груди.

В играх: «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки» развиваются двигательная активность детей, потребность детей в движениях, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка.

В работе с детьми использую следующие народные игры: «У медведя во бору», «Горелки», «Салки».

Разучивание игры с детьми отличается от проведения знакомой тем, что

оно начинается с образного рассказа. Например: «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, осо­бенно злому волку: «Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку : «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приго­варивает грубым голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопри­тесь, ваша мама пришла, молока принесла». Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. «Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!» Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: «Козлятушки, ребятушки, отвори­тесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Открыли козля­та дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть».

В ходе объяснения игры перед детьми ставлю игровую цель, способствующую активиза­ции мысли, осознанию игровых правил, формированию и совер­шенствованию двигательных навыков. При объяснении игры ис­пользую краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, разви­тия выразительности, красоты, грациозности движений; фанта­зии и воображения.

Объясняя несюжетную игру, я раскрываю по­следовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указываю местоположения играющих и игровые атрибуты, исполь­зую пространственную терминологию с ори­ентиром на предмет. С помо­щью вопросов проверяю, как дети поняли игру.

Объясняя игры с элементами соревнования, уточняю правила, игровые приемы, условия соревнования. Я стараюсь выразить уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее до­бежит до флажка», «Чья команда не уронит мяч»).

Приведу пример усложнения игры «Бездомный заяц»:

Цель игры: Совершенствование у детей бега, прыжков, развитие внимания и ловкости.

Ход игры: Дети разделяются на группы по 3-4 человека, берутся за руки и изображают заячьи «домики». В каждом «домике» прячется по одному «зайцу». Один из детей изображает «бездомного зайца», один из детей – «охотника». Воспитатель дает команду для начала игры: «Раз, два, три!» «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» ловит его. «Заяц» может забежать в любой домик, тогда уже другой «заяц» убегает от «охотника». «Охотник» может ловить «зайца» только вне «домика».

Первое усложнение к игре: наличие двух «бездомных зайцев» или двух «охотников» в игре. В таком случае детям понадобиться больше скорости в беге, двигательной ловкости и быстроты реакции, а так же большей концентрации внимания.

Второе усложнение к игре: «охотник» может забежать в «домик», так же, как в игре «Кошки-мышки», при этом дети, исполняющие роль «домиков», должны помогать убежать «зайцам» из домика – поднять руки вверх, а так же остановить «охотника», задержав его в «домике» – опустить руки.

Я стараюсь воспитывать у детей самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучаю к самостоятельному выполнению правил. Развиваю творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Выводы по работе:


  1. Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.

  2. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

  3. В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает ДОУ.

  4. В разучивании игры с детьми средней возрастной группы целесообразно опираться на сюжетные игровые образы, на образное мышление и воображение детей.

  5. При проведении подвижных игр нужно учитывать:
- возрастные и психолого-педагогические особенности детей;

Направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;

Сферу интересов и потребностей ребенка;

Постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.

Список литературы


  1. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.

  2. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  3. Горохова М.Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста: монография. – Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 c.

  4. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

  6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003. – 80 с.

  7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. – 368 с.

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви-жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо-гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.