Ветер дует на того кто. Игры на развитие коммуникативных навыков детей

Ветер дует на…

Со словами «ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут самыми разными. Например:

  • «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку.
  • «Ветер дует на того, у кого есть сестра» - участник и игры подходят к тому ребенку, у кого есть сестра.
  • «Ветер дует на того, у кого синий бант»….
  • «Ветер дует на того, кто любит рисовать»….
  • «Ветер дует на того, кто много плачет»…..
  • «Ветер дует на того, у кого маму зовут Наташа» и т.д.

Ведущего нужно менять, давая каждому возможность поспрашивать игроков.

Поварята

Все дети встают в круг. Это кастрюля.

Ведущий: «Сейчас мы будем готовить суп» (салат, борщ, винегрет).

Каждый участник игры придумывает, кем он будет – мясо, картошка, морковь, лук, помидор, огурец, вермишель…

Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Услышавший себя впрыгивает в круг. Следующий игрок, прыгнув в круг, берет за руки предыдущего.

Игра продолжается, пока все компоненты не окажутся в круге.

«Мы приготовили вкусное блюдо».

Секрет

Ведущий всем участникам игры раздает из красивого сундучка (коробки) по «секретику» (пуговицу, бусинку, брошку, маленькую игрушку и т.д.

Игрок кладет свой секретик» в ладошку и зажимает в кулачок.

Играющие ходят по группе и находят способы уговорить каждого показать свой «секретик».

Передай мячик

Сидя или стоя играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив его.

Передавать мяч можно стоя по кругу; можно стоя спиной в круг и убрав руки за спину и т.д.

Клубочек

Игроки садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и задает любой вопрос участнику игры, сидящему рядом.

Например: «Как тебя зовут?» Игрок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, затем задает свой вопрос сидящему рядом с ним игроку.

Вопросы могут быть самые разные:

  • Что любишь кушать?
  • Ты хочешь со мной дружить?
  • Чего ты боишься?....

В конце игры клубочек должен вернуться к ведущему.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар рукавичек равно количеству пар детей.

Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные.

Дети по сигналу ведущего расходятся по группе, находят свою пару и с помощью трех цветных карандашей стараются как можно быстрее, совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Заряд бодрости

Ведущий – воспитатель: « Сядьте свободно, вытяните вперед руки и приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой – снизу ушка. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки, слышат всё!» – 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону.

А теперь опустите руки, стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните т руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся третий глаз!» - 10 раз.

Стряхните ладошки, соберите пальцы руки в горстку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и ос словами: «Я дышу, дышу, дышу», помассируйте ямку 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону.

Медвежата

Предложите детям превратиться в маленьких медвежат.

«Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали».

Воспитатель рассказывает детям про медвежат, дети изображают их движения. (Упражнение направленно на мышечное расслабление).

Насос и мяч

Выбирается один игрок – это насос. Все остальные участники игры – мячи.

Сначала мячи стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда насос начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Дети стоят гордо.

Но как только насос «вытягивает» шланг из мячей, мячи издают звук «ш-ш-ш-ш…» и возвращаются в исходное положение.

Меняется насос и игру можно продолжить.

(Упражнение на чередование расслабления и напряжения).

Медвежонок

Выбираем «медвежонка».

Все дети встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри круга, закрыв глаза. Все хором говорят или поют стихотворение и медленно движутся к центру круга:

Медвежонок, медвежонок,

Спит в своей берлоге.

Хоть он и не опасен,

Будьте осторожны.

Вы такому шалуну

Не верьте никогда!

С последними словами песенки «медвежонок» вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей. Этот участник выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Это победитель.

Жмурки

Предложите детям считалкой выбрать водящего.

Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате или площадке и издают веселые звуки: «ку-ку!», «ля-ля!», «а вот и я!» и т.д.

Схватив кого-либо из детей, водящий угадывает кто это.

После этого снимают повязку, и меняется водящий.

(Игра направлена на снятие страхов и повышение уверенности в себе)

Всадник и упряжка

Детям предлагается разбиться на пары («на первый, второй рассчитайся!», считалками, выбором меток и пр.) и договориться, кто в их паре будет лошадкой, а кто - всадником.

Лошадке завязываем глаза, а всадник должен управлять своей упряжкой, провести ее через все препятствия.

(Всадники проводят своих лошадок через расставленные предметы)

А сейчас поменяйтесь местами.

(Игра повторяется).

Передай сигнал

В ыбирается ведущий.

Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки. Сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руки и сообщает о том, что сигнал получен.

Затем сигнал предлагается передавать с закрытыми глазами.

Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.

(Игра направлена на преодоление защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга).

Колпачки

Воспитатель раздает детям деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте!», а на приеме колпачка отвечать: «Мне очень приятно!», руками трогать колпачки запрещается.

Игра проводится примерно пять минут, чтобы дети смогли обменяться колпачками по несколько раз.

(Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой).

Тень

Дети делятся на две группы («на первый, второй рассчитайся!», считалками, выбором меток и пр.).

Затем составить пары, встать лицом друг к другу.

Один из играющих, «оригинал», выполняет простые движения замедленно, другой в точности, как тень, копирует его.

В начале проработки задания педагог на действия «оригинала» вводит некоторые ограничения: не делать сложных и несколько движений сразу.

Кто ты такой?

В группу к детям приходит незнакомый воспитатель, который хочет познакомиться с ними. Гость обращается к детям с просьбой рассказать о себе, чтобы узнать и запомнить каждого, познакомиться поближе.

Чем ты похож или не похож на других детей?

Что у тебя особенного?

После игры гость просит ребят сделать свою именную карточку, украсив ее рисунком. Завершив работу, дети надевают именные карточки и рассматривают вместе с воспитателем.

(Другой вариант игры может быть проведен с фотографиями детей).

Звёздочка

Дети стоят в кругу. Начинает игру воспитатель. Он идет по кругу, в руках у него золотая звездочка. Воспитатель говорит слова:

На ладошке я держу

Золотую звездочку.

И тому, кого люблю,

Я звезду передаю.

Воспитатель останавливается около одного из детей и передает ему звездочку.

Теперь этот ребенок идет по кругу, проговаривает волшебные слова, и передает звездочку другому ребенку.

Приветики

Приветики - это дружные ребята, которые умеют читать по глазам. Попробуем найти себе друга, договорившись глазами.

Раз, два – мы молчим.

Мы глазами говорим.

В это время выбираем себе друга и моргаем ему глазками.

Раз-два, раз-два,

Мы с тобой теперь друзья!

Кто сговорится между собой, встает в пару.

Тема: «Волшебный клубок»

Цель: Определение эмоциональной сферы детей, изучение сильных сторон.

Задачи:

1.Наблюдение за организацией совместной работой детей.

2. Развитие коммуникативных способностей

Оборудование: клубок ниток разных размеров и одного цвета (большой и маленький), музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Сегодня добрая Фея явилась к нам с волшебным клубочком. Только с ним нам предстоит сегодняшнее путешествие по сказке. Давайте сядем поближе друг к другу в кружок.

Включается музыка. Психолог передаёт клубочек по кругу. Дети закрывают глаза. Каждый ребенок задерживает его в своих руках, прислушивается к себе и передаёт следующему.

Вот мы и перенеслись в сказку.

Вхождение в сказку

Знаю я одну историю, про ниточку. Жила была ниточка, уж очень любопытная она была, любила путешествовать. Как не сделает она шаг вперед, так ниточка появляется, повернет направо снова, ниточка растет. Что же делать. А делать нечего, придется за собой ниточки собирать. А так как она была столь любопытна, так и скаталась вот в такой клубочек. Хоть иногда бывает тяжело с таким багажом катиться, но как говориться своя ноша не тянет. Путь свой, теперь уже клубочек продолжает. Много где бывает, много с кем дружит. И с вами ребята хочет познакомиться и подружиться. Вы согласны?

Упражнение: «Здравствуй клубочек»

Дети садятся в круг, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий вопрос ребенку. (Например: «Как тебя зовут?», «Как тебя называют близкие?», «Что ты любишь?», «Чего ты боишься?», «Твоё любимое занятие?» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается водящему. Все видят нити. Связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге.

Вот и подружились, многое узнали. Есть у клубочка друг один любимый, который всюду сопровождает нашего героя – Ветерок. Он подует, а клубок и рад катиться.

Упражнение: «Ветер дует на…»

Со словами «Ветер дует на..» ведущий начинает игру. Чтобы дети побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, кто любит животных», «кто часто грустит», «у кого нет друзей». В игре ведущий меняется, давая возможность поспрашивать детей каждому.

Вот и вас коснулся ветерок, отчего вы вместе с клубочком подвигались.

Посмотрите ребята, наш клубок так напутешествовался, что стал вот таким большим. Тяжело стало двигаться, с таким то багажом. А как сделаться ему легче, он не знает. Скажите ребята, как мы сможем помочь нашему путешественнику? Вот например, Фея очень любит вязать носочки для своих лесных жителей, чтобы их лапки всегда оставались в тепле, а что можем сделать мы с вами?

Отмечаются ответы детей и подводиться к тому, что из ниток можно сделать разные изделия, вот, например, связать варежки для детишек.

Упражнение: «Варежки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги варежки, количество пар равных количеству пар детей. Психолог раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по комнате. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Совсем другое дело, посмотрите, клубочек снова вернулся в своё нормальное состояние. Теперь он может внимательно рассмотреть, что же получилось у вас, ребята. У кого же варежка получилась самой красивой и аккуратно связанной. Победители награждаются аплодисментами.

Сегодняшний день волшебный клубок не забудет, ведь он приобрёл столько друзей.

А что или кого приобрели сегодня вы?

Как вы будете это использовать?

Перед детьми раскладываются пиктограммы. Необходимо выбрать ту пиктограмму, которая отражает данное состояние.

Все данные заносятся в журнал.

Есть приятное чувство усталости. Но, к сожалению, силы волшебные начинают слабеть и надо поскорее возвращаться назад.

Ребята, давайте сядем в кружок, передадим волшебный клубок по кругу и поблагодарим его за сегодняшнее путешествие.

Игры для сплочения детского коллектива «Методические рекомендации для педагогов детского сада»

Аннотации. В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.

Игры, которые помогут педагогу научить детей устанавливать доверительный контакт между детьми, чувствовать состояние и настроение сверстников. Ключевые слова: детский коллектив, этюд

Задачи:

    Способствовать созданию спокойной, доверительной обстановки в группе.

    Обеспечить развитие социальной уверенности у дошкольников. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.

    Развивать умение чувствовать и понимать другого.

    Развивать любознательность, наблюдательность.

Упражнение «Как меня зовут»

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)

Игра «Виноградная гроздь»

Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину кладётся гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.

Педагог просит одного ребёнка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть её и передать своему соседу. После того, как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать её по второму кругу, отрывая «ягодки», при этом дети представляются, т.е. должны назвать себя.

Внимание обращается на то, что как гроздь состоит из ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки висят на веточке все вместе, крепко держась за неё. Так и ребята всегда должны и вместе и крепко дружить.

Пластический этюд «Солнышко».

Игра «Дотронься до...».

Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Этюд «Скажи хорошее о друге»

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.

Игра «Найди друга»

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра «Мяч в руки».

Игра «Ветер дует на...»

Этюд «Сочиним историю»

Игра «Дракон»

«Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаётся клубок следующему ребёнку

«Доброе животное»

    Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит «Мы

    одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук - шаг вперёд, стук - шаг назад и т.д.

«Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит «Спасибо! Мне очень приятно» Затем он произносит комплимент своему соседу. Воспитатель подбадривает, подсказывает, настраивает детей.

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплыми солнечными лучиками.

Речёвка

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться, мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

«Назови себя»

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Позови ласково»

Цель: Воспитать доброжелательное отношение детей друг другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Один ребенок садится в центр, на "волшебный" стул, остальные говорят о нем ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств»

Цель: Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ребенку дается задание передать "по цепочке" определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

«Перевоплощение»

Цель: Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.Дети по (очереди) загадывают определенный "образ", изображая его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

«Моя любимая игрушка»

Цель: Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.

Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные рассказывают.

«Подарок другу»

Цель: Развивать умение невербально "описывать" предметы.

Один ребенок становится "именинником"; остальные "дарят" ему, передавая движениями и мимикой свое отношение к "имениннику".

«Скульптор»

Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Один ребенок - скульптор, трое-пятеро - глина. Скульптор "лепит" композицию из "глины", расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название "композиции".

«Волшебный цветок»

Цель: Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

«Разноцветный букет»

Цель: Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один "букет" и устраивают хоровод цветов.

«Свечи»

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

«Солнечный зайчик»

Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Детям предлагают с помощью зеркала поймать "солнечного зайчика". Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал "зайчика", предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреть его теплом. Когда "зайчик" возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время "зайчик", обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. "Зайчика" выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

«Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные возможности.Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из вас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами".

«Волшебники»

Цель: Продолжить воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше - ловкости и т. п.

«Камень»

Цель: Способствовать формированию ответственности за свои поступки, трепетного отношения друг к другу. Помочь детям ощутить чувство любви и доверия.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и «застывает». Дети кладут свои руки на камень, при этом говорят вместе с ведущим: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь». Камень оживает (каждый игрок должен побывать в роли камня).

Вопросы:

Что чувствовал камень?

Что происходило с вашими руками?

Что больше понравилось: отдавать или принимать человеческое тепло?

Дети разбиваются на пары.

Один из детей встает за спиной другого и пальцем "пишет" у него на спине буквы (или что-то рисует). Задача - определить, какая буква написана (что нарисовано). Минуты через две по команде дети меняются ролями.

Дети сидят по кругу

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а, поймав, брошенный нам мяч будем называть противоположное нам состояние или чувство.

Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех".

Это упражнение позволяет развивать возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

Дети делятся на пары

«Сядьте друг к другу спиной. После того, как скажу «начали», сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одновременно посмотреть друг на друга».

Дети разбиваются на пары

«Один из участников пары будет «зеркалом», а второй - «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало" повторяет как можно точнее все движения «обезьяны». Через 3-4 минуты детям предлагают поменяться ролями.Упражнение направлено на развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия

Дети стоят в кругу

«Давайте, вообразим, что это (педагог показывает мяч) - апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете.

Будьте внимательны: постарайтесь не называть уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы все дети приняли участие в работе".

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

«Ракушка»

Дети свободно перемещаются по берегу, находят красивые ракушки и, поднося их к ушам, слушают шум моря, а также предлагают послушать "голос" найденной ракушки товарищам и воспитателю.

«Теплый дождик»

Дождик смочил землю, освежил траву и листья; поиграем с дождевыми каплями. В начале спрятали руки за спину, затем выносим вперед прямую правую (левую) руку (ладони вверх); левую (правую) руку спрятать за спину. Повторить 6-8 раз.

«Выливание из кувшинчика»

Все, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и "выливают" из головы то, чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

«Хрустальная вода»

Присесть, набирать пригоршни "воды", поднять руки с "водой" вверх и вылить на себя "воду", часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук "и-и-и".

Выполнить 3 раза.

Пластический этюд «Солнышко»

    От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

Игра «Дотронься до...»

    Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Мяч в руки»

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»

Игра «Ветер дует на... »

Со словами «Ветер дует на... » воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д. ». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»).

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Этюд «Сочиним историю»

Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

Игра «Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.

Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Воспитатель говорит: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!» - пусть раздастся самое громкое рычание.

Затем все выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Этюды на выражение страдания и печали: - «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал»

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал... ». Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опушены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

Этюд «Спаси птенца»

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:

    Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам.

Этюд «Глаза в глаза»

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Воспитатель предлагает:

    Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!»

Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

Игра «На что похоже настроение?»

Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Игра «Солнечный зайчик»

Воспитатель говорит, что дети-паучки любят солнышко, как детки: - Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладьте его и там. Солнечный зайчик - не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Вот и появился друг у паучков.

Подвижная игра «Паутинка»

Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку. Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее

Воспитатель говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся.

Надо научиться помогать себе.

Упражнение «Возьми себя в руки»

Как только вы почувствуете, что забеспокоились, захочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди - это поза выдержанного человека.

Упражнение «Врасти в землю»

Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сложите в кулачки, крепко сцепите зубы. Вы - могучее, крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека.

Упражнение «Сбрось усталость»

Встаньте, расставьте широко ноги, немного согните их в коленях, нагните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди, приоткройте рот. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторите еще.

Упражнение «Стойкий солдатик»

Когда вы сильно возбуждены и не можете успокоиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Молодцы! Вы - настоящие защитники!

Упражнение «Торт»

Воспитатель говорит, что дети очень старались, и за это он хочет угостить их тортом.

Одному ребенку он предлагает лечь на коврик:

    Сейчас мы из тебя будем делать торт.

Каждый из детей представляет собой одну из составных частей: муку, сахар, молоко, масло, яйца и т. д.

Воспитатель - повар.

Сначала надо замесить тесто. Нужна мука - «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его.

Теперь нужно молоко - «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар. Он «посыпает» тело, и немного соли - чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается - ровно и спокойно лежит и дышит, все дети, изображающие составляющие, тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить красивыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника вкусным кусочком. (Упражнение должно проходить весело.)

Упражнение «Заряд бодрости»

Воспитатель предлагает детям сесть свободно, вытянуть руки и приготовить два пальчика: большой и указательный.

    Возьмитесь ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте свои ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» - 10 раз в одну сторону и 10 - в другую. Прижимайте слегка. А теперь опустите руки. Стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку 10 раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Сильно нажимать не надо. Стряхните ладошки. Соберите пальцы рук в горсточку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируйте ямку 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону. Нажимайте не очень сильно. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!

Упражнение «Дыши и думай красиво»

Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните и мысленно (про себя) скажите:

«Я - лев», - выдохните; вдохните, скажите: «Я - птица», - выдохните; вдохните, скажите: «Я - камень», - выдохните; вдохните, скажите: «Я цветок», - выдохните; вдохните, скажите: «Я спокоен», - выдохните.

И вы действительно успокоитесь.

Упражнение «Очки»

Воспитатель объясняет, как делать двумя указательными пальцами легкие массирующие движения от переносицы под глазами, за ушами, по шее вниз до впадины внизу шеи (6-10 раз).

Упражнение «Усы»

Воспитатель объясняет и показывает, как делать массирующие легкие движения двумя указательными пальцами рук от надгубной впадинки вдоль губ, вниз по шее до впадинки внизу шеи (6-10 раз).

Упражнение «Губы».

Указательными и средними пальцами руки массируйте легко область над губами и под губами (6-10 раз).

Упражнение «Бородка»

Щипком пальцев руки массируется легко подбородок (6-10 раз).

Детям предлагается отдохнуть и поучиться управлять своим телом.

Танцующие встают в круг. Звучит ритмическая музыка. Воспитатель показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме (осторожно!). Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх то вниз. Далее - движения рук в локтях, затем в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни.

В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Коллективная работа «Чудо-рисунок»

Воспитатель предлагает детям составить по желанию животное, портрет, человека, город и т.п. из разных цветов, из овощей, из зайчиков, белочек, птичек и т. п. Каждый ребенок выкладывает или рисует фрагмент общей картины.

Коллективное танцевальное движение

Воспитатель предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.

«Качели»

Дети разбиваются на пары. Один садится в позу «зародыша»: поджимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладёт руки на плечи сидящему и начинает осторожно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные (2-3 минуты).

Сидящий не должен мешать и открывать глаза. Затем дети меняются местами.

Этюд «Танец морских волн»

    Качаться можно не только на качелях, но и на волнах. Дети выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами.

При поднятии руки приседают первые номера, при опускании - вторые. Море может быть и спокойным - рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, большими, частыми или редкими.

Красота «танца волн» зависит от «дирижера-ветра».

Игра «Щепка на реке»

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между берегами не должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут щепки. Один из игроков должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

«Берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачиваться назад... Когда щепка проплывёт весь путь, она становится краешком берега и встаёт рядом с другими. В это время следующая щепка начинает свой путь.

Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию).

Участники игры затем делятся своими впечатлениями, ощущениями.

«Общий круг»

Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня. А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь, начнёт здороваться сосед (педагог заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись таким образом со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

«Я хочу с тобой подружиться»

Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с.». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.

«Клубочек»

Педагог исполняет роль «катушки». Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, даёт ему руку. Получается «ниточка», закреплённая на катушке. Последний ребёнок водит «ниточку» по кругу до тех пор, пока она вся не «намотается» на «катушку». Педагог: «Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживём в нём, вместе подышим»

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Разминка «Ласковое приветствие»

Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.


Разминка «Паровозик»

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик»не соберутся все дети.

Игра « Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.

Упражнение «Комплименты»

Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимен ребенок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

Ритуал шамана

Оборудование: коврики, наряд для шамана.

Игроки делятся на 2 команды. Команды садятся по обе стороны от шамана. Они садятся таким образом, чтобы каждый игрок держал за руку другого игрока. Глаза игроков закрыты, кроме первых. Во главе игроков сидит шаман, возле него стоит священный "тотем". Задача играющих - заполучить этот священный "тотем". По сигналу шамана (это может быть все что угодно: почесывание уха, подмигивание и т. д.) ребята начинают передавать сигнал пожатием руки. Последний игрок, получив сигнал, бежит к священному "тотему". Побеждает та команда, в руках которой окажется священный "тотем".

12. Займи место

Оборудование: стулья.

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу - один свободный. Водящий находится в центре круга. Сидящий слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника. Задача водящего - занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим

13. Место здесь

Две, одинаковые по количеству игроков группы, стоят у противоположных стен помещения спиной к спине. По знаку ведущего они пытаются достигнуть противоположную стену помещения и одновременно они пытаются препятствовать игрокам другой команды достичь их стены.

Вариант: установить перед игрой кто «нападающий», кто «защитник».

14. Газетный бой

Материал: одна газета.

Оборудование: стулья.

Все игроки сидят в кругу. Стульев в кругу должно быть на один меньше, чем участников. Ведущий – игрок А, начинает игру, он ходит в середине круга с газетой, скрученной в рулон. Когда он дотрагивается до другого, например, игрока - В (до плеча или колена), то это призыв следовать тому за ним. После этого игрок - А кладет газету на стул, который стоит в середине круга и пытается как можно быстрее занять освободившийся стул. Игрок – В молниеносно хватает газету со стула, бежит за игроком – А и пытается до него дотронуться, пока тот еще не сел на стул.

Если ему это удается, то тогда он кладет газету обратно на стул и старается занять свободное место на стуле, в то время как игрок – А снова быстро забирает газету и старается дотронуться до игрока – В.

Если ему не удается дотронуться до противника, то тогда он берет на себя роль игрока - А и ходит внутри круга, выбирая нового партнера.

15. Я змея, змея, змея

Участники стоят в круге, через одного – мальчик, девочка. Начинает вожатый, подходя к кому – нибудь со словами: «Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то спрашиваемый пролезает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берет левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придется!», и идет сцепление. Таким образом, с каждым разом змея все больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединяется друг к другу.

16. Преследование - охота

Материал: карточки, фломастеры.

Ведущий раздает карточки с ФИО какого- либо игрока. Звучит музыка. Все передвигаются по помещению. Этого участника, по возможности, незаметно преследует во время звучания музыки При остановке музыки каждый игрок должен попытаться схватить того игрока, которого он преследовал. А тот, в свою очередь, пытается поймать своего игрока. (можно по хлопку ведущего, если музыки нет).

17. Акция освобождения

Оборудование: повязка на глаза, веревка, стул.
Продолжительность игры: 10 - 15 минут.
Предполагаемое количество игроков:любое.
Полностью связанный участник сидит в кругу вместе с охранником, у которого завязаны глаза. Остальные участники игры пытаются его освободить.
Все игроки образуют круг со стульями. В середине круга сидит игрок, чьи руки и ноги связаны платками, шалью или повязками. Около него сидит охранник, у которого завязаны глаза.
Игроки пытаются освободить связанного игрока, т.е. пытаются развязать его. Сделать это нужно так, чтобы охранник ничего не заметил. Если охранник кого-то из игроков коснулся при попытке освободить пленного, то этот игрок должен уйти из круга.
Игрок, которому удастся освободить пленного, в следующий раз игры становится охранником.

Оборудование: монетка, ложкка.
Продолжительность игры: 10 минут.
Предполагаемое количество игроков: любое.
Игроки делятся на 2 команды. Обе команды становятся в шеренги напротив друг друга на некотором расстоянии. Посередине между шеренгами лежит ложка. Ведущий, стоя в начале шеренг, подбрасывает монетку. Если выпал "орел", то первый игрок рукопожатием передает сигнал по цепочке. После того, как последний игрок получил сигнал, он хватает ложку. Если выпадает "решка", все стоят на месте. Если первый участник ошибается, то он переходит в конец шеренги.

Вперед четыре шага...

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:
Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)
С каждым повтором темп ускоряется.

20. Многие такие игры основаны на том, что ведущий говорит некоторые слова и показывает соответствующие движения, а дети повторяют эти слова и движения за ведущим.

21. "Ехал царь по лесу"
Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу
Встретил он принцессу - 3 р
Давай с тобой попрыгаем - 3
Ножками подрыгаем - 3
Ручками похлопаем - 3
Ножками потопаем - 3
Давай с тобой покружимся - 3
И мы с тобой подружимся - 3

22. "Как живешь".
Как живешь? Вот так
А плывешь? Вот так
Ждешь ответ? Вот так
Машешь вслед? Вот так
Как бежишь? Вот так
Утром спишь? Вот так
Вдаль глядишь? Вот так
Как шалишь? Вот так
"Берег и река".

23. На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями "река", а по краям - "берег".Все стоят на "берегах". Ведущий подает команду: "РЕКА", и все прыгают в "реку". По команде "БЕРЕГ", все выпрыгивают на "берег".
"Заколдованный замок".
Играют 2 команды. 1 должна расколдовать "замок", а 2 - помешать им в этом. "Замком" может служить дерево или стена. Около "замка" находятся главные ворота - дворе ребят из 2-ой команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать "замок" по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до "замка". При этом игра считается оконченной. Но задача 2-ой команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к "замку". Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями. Оговорить условие: будут ли ребята из 2-ой команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.

24. "Сантики-сантики-лим-по-по".
Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние… За этом время играющие выбирают, кто будет "показывающим". Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притоптывание ногой и т.д.) Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом, на протяжении всей игры хором произносятся слова "Сантики-сантики-лим-по-по". В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

25. "Заяц без логова".
Дети стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики" или "логово зайца". Выбираются двое водящих - "заяц" и "охотник". Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.

26. "Здравствуйте".
Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте". Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Мигалки

Часть группы сидит на стульях в кругу лицом друг к другу, так что один стул остается свободным. За спинами сидящих стоят остальные участники. Тот, кто стоит за пустым стулом, - водящий – получает задание подмигивать тем, кто сидит на стульях в кругу. Тот, кто получил сигнал от подмигивающего, должен встать со своего стула и перейти на свободный стул. Задача стоящих – не отпускать тех, кто сидит на стуле перед ними, для этого они так же как и сидящие должны внимательно следить за водящим. Через некоторое время желательно поменяться группами, чтобы сидящие имели возможность половить, а стоящие посидели и попробовали убегать.
*После выполнения упражнения стоит обсудить удачные ходы водящего и других участников, похвалить особенно «цепких» стоящих и особенно внимательных из сидящих. Хотя упражнение проходит в игровом режиме и особенно глубокого обсуждения не требует, если группа настроена, можно рассмотреть вопрос, кому в какой роли больше понравилось и почему.

Пожарные

Стулья ставятся в круг, спинками внутрь. Пока музыка звучит дети бегут, когда музыка остановилась, каждый встает напротив своего стула и снимает одну вещь. Бегут дальше. Стоп. На другом стуле оставляют свою вторую вещь. Потом третью. После этого дается команда: «Пожар», каждый должен собрать быстрее всех свои вещи. Ее хорошо играть на пляже.

Перемена мест (ветер дует на того)

Играющие сидят в кругу лицом внутрь, в центре стоит водящий. Сидячие места должны быть точно определены, а их количество должно совпадать с количеством играющих. Водящий заставляет часть играющих случайным образом поменяться местами, сказав: "Поменяйтесь местами те, у кого …" и называет какой-нибудь признак, например, штаны в полосочку. После чего, все играющие, соответствующие этому признаку, встает и меняются местами. Задача водящего - в общей суматохе успеть усесться на одно из свободных мест. Тот, кому места в итоге не хватит становится водящим.


Похожая информация.