Что такое лады, и как я могу их использовать?

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.

 

 

Как работают лады?

 

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада - это теоретический способ ее обозначения:

 

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

C D E F G A B

1 2 3 4 5 6 7

 

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

 

D дорийский лад

D E F G A B C

1 2 b3 4 5 6 b7

 

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

 

E фригийский лад

E F G A B C D

1 b2 b3 4 5 b6 b7

 

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C, а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

 

C E G B

1 3 5 7

 

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

 

D F A C

1 b3 5 b7

 

Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов Cмажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:

 

I Ионийский               1 2 3 4 5 6 7             C D E F G A B     Cmaj7 

II Дорийский              1 2 b3 4 5 6 b7         D E F G A B C     Dm7 

III Фригийский            1 b2 b3 4 5 b6 b7     E F G A B C D     Em7 

IV Лидийский             1 2 3 #4 5 6 7           F G A B C D E     Fmaj7 

V Миксолидийский     1 2 3 4 5 6 b7           G A B C D E F     G7 

VI Эолийский             1 2 b3 4 5 b6 b7       A B C D E F G     Am7 

VII Локрийский          1 b2 b3 4 b5 b6 b7   B C D E F G A     Bm7b5 

 

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don't Play Like My Aunt Lucy (я не играю как моя тетя Люси).

 

 

Диаграммы ладов

 

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

 

Легенда:

 Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

 Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

 

 

1. C ионийский лад

 

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

 

Слушай и играй:

 

 

 

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

2. D дорийский лад

 

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Используется поверх минорных аккордов

 

Слушай и играй:

 

 

 

Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

3. E фригийский лад

 

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

 

Слушай и играй:

 

 

 

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

4. F лидийский лад

 

Формула: 1 2 3 #4 5 6 7

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

  

Слушай и играй:

 

 

 

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

5. G миксолидийский лад

 

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

 

Слушай и играй:

 

 

 

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

6. A эолийский лад

 

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

  

Слушай и играй:

 

 

 

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

  

Слушай и играй:

 

 

 

 

7. B локрийский лад

 

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

  

Слушай и играй:

 

 

 

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

 

Слушай и играй:

 

 

 

 

Источник: www.jazzguitar.be

Социальные кнопки для Joomla