Джазовая гитара: тритоновая замена. Арпеджио.

В джазе одна из самых часто используемых аккордовых замен - тритоновая замена - это понятие, которое возникает снова и снова, когда ты учишься играть соло и аккомпанемент. Но значение этих слов понятно не всегда.

Чтобы помочь внести ясность в эту важную и здорово звучащую аккордовую замену, мы прибегнем к следующим нескольким урокам для анализа, попрактикуем разные аккорды, лады и арпеджио. Все это ты сможешь использовать для привнесения принципа аккордовой замены в свою игру.

 

jazzguitar

 

В первом уроке ты научишься использовать 7 и 7#11 арпеджио для построения тритоновой замены в аккордовой последовательности ii V I. Это позволит тебе повысить качественный уровень фраз в соло и начать создавать соло с той же атмосферой и за то же время, как это делает твой любимый джазовый гитарист.

Так что приступим к изучению тритоновой замены в арпеджио для джазовой гитары.

 

 

Что такое тритоновая замена?

 

Для начала посмотрим, что означает тритоновая замена на бумаге, и затем мы будем готовы перенести эти знания на гриф. Проще говоря, тритоновая замена – это когда у тебя есть септаккорд V7, как D7 в примере ниже, и ты замещаешь его аккордом bII7, как Ab7 в том же примере.

Эта аккордовая замена работает потому, что оба аккорда используют одинаковые 3-ю и 7-ю ступени. Это означает, что 3-я и 7-я ступени аккордов D7, F# и C имеют те же ноты в 7-й и 3-й ступени аккордов Ab7, Gb(F#) и C. Данная связь позволяет этим аккордам заменяться друг на друга в соло и аккомпанементе. 

Сыграй следующий пример от начала до конца и послушай, как обе аккордовые прогрессии ii V I и ii bII I звучат одинаково, но дают разное ощущение, в том числе из-за перемещения басовых нот в каждой прогрессии.

 

Tritone 1

 

Тритоновая замена в арпеджио 7

 

Теперь, когда ты имеешь представление о том, что такое тритоновая замена, применим этот принцип на грифе, и ты научишься применять теорию в своей джазовой импровизации. Для начала выучи арпеджио аккорда bII7, и ты сможешь использовать его в соло поверх аккорда V7 в прогрессии ii V I, которую ты можешь видеть в первом примере.

Учи эти аппликатуры арпеджио по возможности во всех 12-и тональностях и по всему грифу. После чего включай минус аккордовой последовательности ii V I и играй соло поверх этих аккордов, используя ii bII I арпеджио из примера ниже.

Когда ты разберешься с этими арпеджио, пытайся применить любые арпеджио 7, которые ты знаешь, к этой прогрессии. Если ты используешь эту идею в своих дальнейших занятиях, то ты научишься применять ее в любом месте грифа и в любой ситуации.

 

Tritone 2

 

Чтобы помочь тебе начать, тут приведены примеры фраз, написанные поверх прогрессии ii V I в тональности Gmaj, где bII7 арпеджио используется поверх аккорда V7 в такте 2. Начни изучение этих фраз в тональности G, затем практикуй их во всех возможных тональностях и местах на грифе для понимания идеи того, как они звучат по всему грифу.

Когда ты отработаешь эти фразы по всему грифу, ты можешь попробовать самостоятельно написать фразы для тактов 4 и 5, используя ту же концепцию игры bII7 арпеджио поверх аккорда V7. Затем начинай играть соло поверх ii V I минуса, придумывая подобные фразы на основании тех же арпеджио.

 

 

 

Tritone 3

 

Тритоновая замена в арпеджио 7#11

 

Ты можешь применить этот же подход при использовании аккорда 7#11 для тритоновой замены в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I, как ты можешь видеть в примере ниже.

Это арпеджио bII7#11 лучше всего звучит поверх аккорда V7, так как ступень #11 аккорда bII представляет собой ту же ноту, что и тоника аккорда V7. Все это ты можешь видеть в примере ниже: нота D, которая является ступенью #11 в аккорде Ab7, является также тоникой в аккорде D7. Начни учить аппликатуры арпеджио, приведенные ниже, и играй соло поверх минуса ii V I, используя их. Послушай, как аккорд 7#11 звучит поверх аккорда V7 в данной прогрессии.

Для того чтобы применить эту идею в своих дальнейших занятиях, ты можешь брать любые 7-е арпеджио, которые ты знаешь, на любой струне и просто понижать 3-ю, 5-ю ступень, чтобы превратить 7-е арпеджио в арпеджио 7#11.

Это позволит тебе выучить новые звуки, основанные на 7#11 арпеджио, без необходимости изучать кучу новых аппликатур по всему грифу. Вместо этого ты сможешь создавать новое звучание на основе старых знаний, просто превращая арпеджио 7 в 7#11 с помощью корректировки одной лишь ноты.

 

Tritone 4

 

Здесь находится пример использования арпеджио bII7#11 поверх аккорда V7 в такте 2 последовательности ii V I в тональности Gmaj. После изучения этих фраз в тональности G примени их во всех остальных тональностях по всему грифу, а затем начни придумывать свои собственные фразы, используя арпеджио bII7#11 в том же контексте.

 

 

Tritone 5

 

Как ты можешь видеть, изучение 7 и 7#11 позволит тебе применить тритоновую замену в прогрессии ii V I в будущем, когда тебе захочется привнести этот звук в свою джазовую импровизацию.

Проверь эти аппликатуры на репетиции в ближайшую неделю и посмотри, как ты сможешь придумывать самостоятельно, когда ты будешь изучать тритоновые арпеджио для джазовой гитары на практике.

 

 

Автор: Matt Warnock

Источник: www.guitarworld.com

Социальные кнопки для Joomla