10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий

Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.

В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.

Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!

 

 

1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор

 

| iim7  | V7 | Imaj7   | % 

| Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

 

Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.

Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.

Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C.

 

 

 

 

 

 

2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»

 

| Imaj7         vim7 | iim7          V7 | iiim7          VI7 | iim7        V7

| Cmaj7       Am7 | Dm7         G7 | Em7           A7 | Dm7       G7

 

Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I've Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.

 

Список стандартов, которые используют данную прогрессию.

Песня                               Исполнитель

Moose the Mooche            Pat Metheny 

Shaw Nuff                         Barney Kessel 

Cheek to Cheek                George Van Eps 

Mean to Me                      Barney Kessel 

Isn't It Romantic                Tal Farlow 

Long Ago and Far Away    Earl Klugh

  

Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.

Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.

 

 

 

 

 

 

3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия

 

| Imaj7  | % |(iim7 | V7) | Imaj7   | % |(iim7    | V7) | Imaj7

| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7

  

Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.

 

Песня                        Исполнитель

How High the Moon     Joe Pass 

Tune Up                     Wes Montgomery 

Cherokee                   Tal Farlow 

Joy Spring                 Joe Pass 

One Note Sambe       Charlie Byrd 

Solar                         Pat Metheny

 

Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия - это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.

Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.

Далее приведены два примера того, как ты можешь отрабатывать эту прогрессию.

 

 

 

 

 

4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7

 

| Imaj7           #I°7 | iim7           #II°7 | iiim7         VI7

| Cmaj7         C#°7 | Dm7        D#°7 | Em7           A7

  

Песня                                     Исполнитель

Cherokee                                Tal Farlow 

Have You Met Miss Jones        Kenny Burrell 

Joy Spring                              Joe Pass 

But Beautiful                           Lenny Breau 

Ain't Misbehavin'                     Django Reinhardt

 

Аккорд Dim7 используетсядлясоединенияаккордов Imaj7 и iim7, атакже iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.

Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.

Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.

 

 

 

 

 

5. Прогрессия «Take the A Train»

 

| Imaj7  | % | II7  | % | iim7 | V7  | Imaj7  | % 

| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

  

Песня                              Исполнитель

Take the 'A' Train              George Benson 

The Girl from Ipanema       Charlie Byrd 

Desafinado                       Charlie Byrd 

Mood Indigo                     Kenny Burrell

 

Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.

Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.

Ниже приведены два примера данной прогрессии.

 

 

 

 

 

6. Прогрессия от I к IV

 

| Imaj7  | (iim7         V7) | IVmaj7

| Cmaj7 | Gm7         C7 | Fmaj7

  

Песня                                            Исполнитель

Satin Doll                                        Tal Farlow 

Cherokee                                       Tal Farlow 

Joy Spring                                      Joe Pass 

Have You Met Miss Jones                Kenny Burrell 

There Will Never Be Another You      George Benson

  

Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.

Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.

 

 

 

 

 

7. Прогрессия от IV к iv

 

| Imaj7  | I7  | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7 

| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7  | Dm7G7 | Cmaj7

  

Песня                                              Исполнитель

Moose the Mooche                            Pat Metheny 

Shaw Nuff                                         Barney Kessel 

All of Me                                          George Benson 

All the Things You Are                       Pat Metheny 

There Will Never Be Another You        George Benson

  

Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.

Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.

Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.

 

 

 

 

 

8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)

 

Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» - это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.

Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.

 

 

 

 

 

9. Минорная прогрессия ii V I

 

Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.

Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.

Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.

 

 

 

 

 

10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»

 

Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.

Как обычно, два примера.

 

 

 

 

 

Для тех из вас, кто хочет знать больше о джазовых прогрессиях аккордов и музыкальной теории, я настоятельно рекомендую книгу «The Jazz Theory Book» авторства Mark Levine.

 

  

Источник: www.jazzguitar.be

Социальные кнопки для Joomla