Упражнения от Randy Rhoads и не только

Немногие гитаристы в истории рока также почитаемы, как гитарист и близкий друг Ozzy Osbourne - Randy Rhoads.

Ему было всего 25 лет, когда он погиб в авиакатастрофе в 1982 году. Randy Rhoads за столь малый жизненный срок удостоился звания наиболее инновационного гитариста в мире.

 

 

В таких песнях Ozzy, как “Flying High Again,” “Crazy Train” и “Mr. Crowley” он поразил мир исполнением своих соло и ритма, которые сыграны так напористо, со вкусом и влиянием классической музыки – он был такой один. Его преждевременная смерть послужила лишь укреплению его легендарности, и множество его фанатов хранят память о нем по сей день.

Журнал Guitar World приобрел кассету с записью семинара Randy Rhoads в Music City города Greensburg, Pennsylvania 2-го февраля 1982 года, за 6 недель до гибели. Здесь приведена транскрипция урока, представленного в тот день, в котором он откровенничал о необходимости делать все возможное, как самый скромный герой гитары.

Несмотря на длинные вопросы от аудитории о деталях его оборудования и сложностях его техники игры, Randy Rhoads оставался вежливым. И, как сказано ранее, он показался аудитории простым и скромным, а одновременно с тем великим, как его игра на гитаре, привлекающая к себе фанатов:

«Сегодня лишь второй раз, когда я делаю это. Поэтому не ждите от меня того, что я справлюсь с этим идеально. Я очень нервничаю по поводу общения с людьми, поэтому вам следует поднять руку, чтобы задать мне свои вопросы. Я сделаю все, что могу, чтобы помочь вам.»

 

Какие эффекты ты используешь, когда играешь на концертах?

 

В моем педалборде есть MXR Distortion +, 10-ти полосный эквалайзер MXR, хорус MXR stereo chorus, MXR flanger, wah-педаль Crybaby и педаль громкости Roland. Раньше я использовал все это чаще, но в последнее время наш звукорежиссер стал сам добавлять больше эффектов. Иногда я использую их для спокойных ритм партий, чтобы усилить звук. Я никогда не использую эффект delay или что-то подобное для соло.

 

В твоей гитаре есть встроенный предусилитель?

 

Нет. У меня лишь есть MXR Distortion + в моем педалборде, и он включен все время. Мои усилители – это Marshall.

 

Какие динамики ты используешь в кабинетах?

 

Я использую динамики Altec. Мне они понравились больше, чем Celestion из-за более яркого и чистого звучания. Мне кажется, что динамики Celestion дают довольно грязный звук и если добавить к ним эффект фузз, то звук станет просто ужасным.

 

У тебя бывали проблемы с обратной связью?

 

Да, у меня полно проблем с этим. Например, если я на секунду отойду от гитары, она тут же начинает заводиться и свистеть. Мне приходится все время играть так, чтобы руки прикрывали звукосниматели. Если я не хочу играть что-то спокойно, то я должен либо использовать педаль громкости, либо выключить эффект фузз. В противном случае гитара будет визжать. Мне приходится выкручиваться таким образом.

 

На твоей гитаре Charvel Flying V стоит какое-то особенное тремоло?

 

Grover Jackson, который владеет фирмой Charvel, лично сделал гитары для меня, и я использую разработанное лично им тремоло. Идеального тремоло не существует, за исключением разве что Floyd Rose, но тремоло от Grover Jackson довольно хорошее. У меня есть другой Flying V в горошек, но это не Charvel и на ней у меня постоянные проблемы со строем.

 

Какую музыку ты играл, когда только начинал заниматься на гитаре?

 

Мне 25 сейчас и я не помню, что именно я играл, когда мне было 7. Я просто играл на гитаре. Припоминаю, как играл когда-то Malagueñia (фламенко) на старой испанской гитаре. Позже я начал играть то, что слышал по радио, типа “Gloria” или “Louie Louie” и типа того.

 

Какими гитаристами ты восхищался?

 

Я постоянно получаю подобные вопросы: «Кто твой кумир?», «Кто на тебя повлиял?». Когда ты играешь достаточно долго, то твои кумиры постоянно меняются. У меня не было граммофона примерно до 16 лет, поэтому я не мог просто сесть и подражать своим любимым музыкантам. Мне приходилось слушать радио, и мне нравились все, кто был хорош. Одними из моих кумиров были Mountain и Leslie West – о, эти гармонии и долгие ноты. Я просто думал, что Leslie был лучшим. Но сейчас у меня нет кумиров, я просто, как кто-либо еще, кто играет на гитаре.

 

Ты брал уроки или ты самоучка?

 

По большей части самоучка. В молодости я брал несколько базовых уроков по фолку и классической музыке, а затем я стал играть рок. На самом деле я беру уроки сейчас.

 

Берешь уроки сейчас?

 

Брал, когда был в Англии.

 

Кто был твоим учителем?

 

Кто угодно. Я беру уроки у кого-нибудь, когда у меня выходной или типа того. Я ищу кого-то в городе и просто впитываю его знания и опыт.

 

Ты участвовал в других группах до того, как присоединился к Оззи?

 

Пять лет я был в местной группе в Лос Анжелесе под названием Quiet Riot. Я все еще был с ними, когда познакомился с Оззи, поэтому я и был вынужден их покинуть. Помимо этого я был в нескольких гаражных группах, которые ни к чему не привели.

 

Ты делал записи с Quiet Riot?

 

Да, мы делали несколько записей вместе, но мы были очень молоды и потеряли их. Они просто исчезли. Позже записи были выпущены в Японии. Мне было 17, и продюсер хотел сделать наше звучание более попсовым. Я это к тому, что если вы послушаете записи, то с трудом отыщите на них гитару.

 

Что ты думаешь о других гитаристах, как, например, Michael Schenker?

 

Я думаю, что Michael Schenker превосходен, великий рок гитарист. Он очень мелодичен и вкладывает много эмоций в свою игру.

 

Есть ли другие музыканты, которых ты включил бы в ту же категорию?

 

Я мог бы назвать сотню. Я имею в виду, что каждый, кто смог пробиться, реально хорош в том, что он делает. Eddie Van Halen фантастический, Ritchie Blackmore…

 

Некоторые критики обвиняют тебя в копировании Eddie Van Halen. Ты вдохновлялся им?

 

Что ж. Мы оба из одного города и оба были в местных группах. Это выглядит так, будто каждый житель Лос-Анджелеса играет на гитаре, и все мы играем одинаково. Многие говорят, что мы звучим очень похожим образом.

 

Что ты думаешь об Angus?

 

Angus Young? Я думаю, что он делает свое дело и делает его круто. Он весь в этом.

 

Tony Iommi?

 

Я мало знал о Black Sabbath, когда встретил Оззи. Возможно, именно поэтому я и ужился с Оззи: мы разные и пришли из разных музыкальных тусовок.

 

Оззи когда-нибудь рассказывал тебе о том, почему он покинул Black Sabbath?

 

Да, постоянно. Я полагаю, они больше не могли оставаться вместе. Они были вместе очень долгое время: 14 лет или вроде того.

 

Когда ты пишешь партию ведущей гитары, ты фокусируешься больше на мелодии или на технике исполнения?

 

Это зависит от аккордовой прогрессии и настроения песни. Тебе необходимо найти что-то такое, что хорошо подойдет в данном случае. Мне нравится играть мелодично.

 

Что является наиболее важным для того, чтобы быть хорошей группой?

 

Помимо умения хорошо играть всем вместе, вам всем необходимо быть на одном ментальном уровне. Если один парень хочет выступать и зарабатывать деньги на безделье, а остальные хотят выступать и быть оригинальными, то вас ждет конфликт. Я думаю, всем участникам группы следует желать одних и тех же вещей касаемо группы. В этом заключается хороший старт, я полагаю.

 

А правда ли, что когда ты проходил прослушивание у Оззи, то тебе даже не пришлось играть? Что ты успел только подключить и настроить гитару?

 

Да, это было еще более нелепо, чем ты рассказал (смеется). Я думал, что буду играть с группой. Все что я взял – это маленький усилитель Fender для упражнений. Когда я был там, все остальные были за стеклом, и в комнате были только я и мой усилитель. Затем они сказали: «Хорошо, играй». Я подумал: должно быть, вы шутите. В смысле, что я должен был играть? Рядом со мной нет других музыкантов. Поэтому я просто начал играть свои упражнения для разминки, потом Оззи сказал: «Да, ты хорош». Я успел поиграть всего несколько секунд. Потом я немного разозлился и подумал: вы ведь даже не послушали меня.

 

Можешь поиграть некоторые штуки для нас сейчас?

 

Что бы вы хотели услышать?

 

Как насчет фрагмента соло из Over the Mountain, в котором ты играешь быстрые пассажи без аккомпанемента?

 

Первая фраза сыграна по E минору. Следующий фрагмент представляет из себя серию коротких пулл-офф к открытым струнам с драйв бомбой в конце, которую я делаю при помощи тремоло. И это все. Там всего лишь один реальный пассаж, а все остальное это, хмм, шум.

 

Сыграй соло из Revelation (Mother Earth)

 

Хорошо. Оно в E миноре и очень похоже на гармонический минор. Начинается на D# и заканчивается на той же ноте. Для следующего пассажа я использую край медиатора, чтобы повысить звучание риффа на октаву вверх (вероятно, речь идет о флажолетах – прим. Переводчика). Это выглядит совсем иначе, нежели в жизни, так как я стараюсь замедлить все так, чтобы ты смог увидеть, что я играю. Следующую часть я играю вот так. Странные ноты в ней – это E гармонический минор.

 

Можешь сыграть тэппинговый фрагмент из соло Flying High Again?

 

Конечно. Начинаем с указательного пальца левой руки на ноте C# (1-я струна, 9-й лад) и ударяем пальцем правой руки по ноте A (1-я струна, 17-й лад). Когда мы перемещаемся на 2-ю струну, обе руки перемещаются вверх на один лад. Повторение этого процесса на 3-й и 4-й струнах завершает фразу. Следующие несколько тактов соло играется точно так же, но начинается все ниже, в тональности E. Аналогичный процесс повторяется: перемещение на 1 лад вперед при переходе на более низкую струну.

 

В какой тональности Flying High Again?

 

В тональности A. Когда я играю Crazy Train, а затем перехожу к Flying High Again, я оказываюсь на полтона вне тональности.

 

По сравнению с Blizzard of Ozz, в альбоме Diary of Madman у тебя был иной строй?

 

Да, мы опустили гитары на полтора тона, когда записывали Diary of Madman.

 

Зачем?

 

Когда мы записывали второй альбом, наши тюнеры были неправильно настроены, и мне начал нравится звук пониженного на полтона (от стандартного) строя в некоторых песнях. Многие люди настраиваются на полтона ниже, но я никогда не делал этого раньше. Это дает гораздо более тяжелый звук на аккордах и это просто дает гораздо более злой звук. Когда мы играем на концертах, то некоторые песни играются на пониженном строю, а некоторые нет. Поэтому я использую различные гитары в соответствии с этим.

 

Можешь сыграть вступление из Crazy Train?

 

Да, конечно.

 

Ты используешь педаль wah-wah для игры этого фрагмента?

 

Нет, только педаль перегруза.

 

Как ты играешь главную часть ритма в Crazy Train?

 

Вот так. Прогрессия аккордов следующая: A E/A D/A A. Открытая 5-я струна играется во всех аккордах. Быстрый пассаж в конце играется с помощью пулл-офф к открытым струнам. В конце куплета я использую инверсию аккордов. Каждый аккорд играется с третьей ступенью в басу (мажорная терция становится самой низкой нотой аккорда). Здесь аккордовая прогрессия такая: A/C# E/G# D/F# и басовая 3-я ступень каждого аккорда играется на 6-й струне.

 

Как ты играешь ритм в части, которая приводит нас к припеву?

 

Эта часть играется так. Во втором куплете я добавляю рифф, когда я прихожу к аккорду F#m в конце прогрессии.

 

Как ты играешь этот быстрый восходящий пассаж во время второго припева?

 

Этот пассаж является чем-то вроде подделки. Я не буду играть его сейчас, потому что иногда это звучит весьма небрежно. Я играю его на концертах. Это просто арпеджированные F# минор трезвучия, которые хроматически скользят по грифу вверх, но я совру, если скажу, что сыграны они идеально. После этого я спешно делаю слайд медиатором, что завершает фразу. Когда ты играешь громко, ты можешь погрузиться в игру без того, чтобы сыграть все идеально.

 

Ты также использовал тэппинг в соло Crazy Train?

 

Да, соло начинается с фразы тэппингом, после чего я играю медленную трель, которая скользит вниз шагами в 1 тон.

 

 

Как ты играешь последнюю фразу в соло Crazy Train?

 

Она в тональности F# минор. Я стараюсь помнить это, потому что я больше не играю эту часть на концертах. Насколько я помню, он играется так (рисунок FIGURE 4H). Пассаж начинается на полтора тона ниже ноты F# с ноты D#. Если играть это в A миноре, то получится вот так.

 

Существует ли специальное название для подобных риффов?

 

Такие риффы тесно связаны с хаммер-онами. Я не знаю специальных названий для описания таких вещей.

 

Делаешь ли ты какие-то упражнения перед выходом на сцену?

 

У меня есть упражнения, в которых я использую указательный палец, средний и мизинец. В одном из них (рисунок FIGURE 5A) я будто бы хожу по кругу.

 

 

В таких упражнениях, как показано на рисунке FIGURE 5B, очень удобно использовать переменный штрих медиатора и повышать скорость. Мне нравятся пассажи, в которых море хаммер-онов (рисунки FIGURES 5C и D), но подобные вещи я играю уже не так часто, как раньше. Они очень хороши для разминки перед выступлениями.

 

Не мог бы ты продемонстрировать нам те необычные аккорды из Diary of a Madman?

 

Конечно. Песня начинается с мажорного трезвучия A с добавленной пятой пониженной ступенью. Значит, нам нужны следующие ноты: тоника A, терция C#, пониженная пятая ступень Eb и нота E на открытой первой струне. Одновременное звучание нот Eb и E дает нам нужный диссонанс. Как ты можешь видеть, ноты на 4-й, 3-й и 2-й струнах образуют нисходящую аккордовую последовательность в течение первых пяти тактов. В конце фрагмента располагается арпеджированный аккорд Emaj9 (Eadd2) с седьмой ступенью D, появляющейся в самом конце.

Куплет содержит те же аккорды, что и в первых четырех тактах вступления, но сыграны они в другом тактовом размере. Конец фрагмента сыгран другими аккордами, но в том же тактовом размере (6/8).

Далее появляется тяжелый перегруженный рифф в E миноре, который появляется несколько раз во время песни, транспонированным в A минор. Это приводит нас к интерлюдии, которая начинается с аккорда Em(add9).

 

Откуда ты берешь соло, которые играешь каждый вечер на сцене? Ты импровизируешь или играешь одно и то же все время?

 

В основном одно и то же. Но это зависит от звука, который у меня есть на сцене. Если звук плох, то я играю стандартное соло, но если звук хорош, то я люблю поиграться с ним.

 

 

Источник: www.guitarworld.com

Транскрипция интервью выполнена Anthony Urso

Социальные кнопки для Joomla