Инструкция от Джо Сатриани: ритм гитара в стиле Джими Хендрикса

Одним из важнейших аспектов становления компетентного гитариста с широким музыкальным кругозором является знакомство с искусством игры ритм партий.

Это относится к такому разряду вещей, которым невозможно научиться, просто почитав учебную литературу. И я верю в это, потому что гораздо сложнее научиться играть ритм, чем соло.

 

 

 

 

Все гитаристы любят упражняться с игрой различных фраз, соло и гамм весь день напролет. Но ведь игра ритма – это совсем другое дело.

Для меня обучение и понимание искусства игры ритм партий было вдохновлено музыкой Джими Хендрикса. Сам Джими был преданным наследником R&B/soul школы таких гитаристов, как Curtis Mayfield, Ike Turner и Steve Cropper, каждый из которых придумал свой вариант заполнения музыкальных аранжировок урезанными аккордами, техникой голосоведения и общим чувством мелодии. Беглое прослушивание таких песен Хендрикса, как “Castles Made of Sand,” “Little Wing” или “Bold As Love” расскажет все, что тебе необходимо знать о его гениальности, как ритм гитариста.

Предположим, у тебя имеется следующая прогрессия аккордов: E -> C -> A, и тебе необходимо создать для нее небольшие соединительные переходы. В общем и целом подход заключается в том, чтобы взять боксы мажорной пентатоники и внедрить в нее элементы мажорных пентатоник от каждого аккорда.

На рисунке FIGURE 1 мой указательный палец зажимает барре на 9-м ладу на 3-й, 4-й и 5-й струнах, и я использую свой безымянный палец для хаммер-онов на 11-м ладу на 4-й и 5-й струнах, получая ноты E/G#  вместе с  A/C#. Указанные здесь ноты являются второй, третьей, пятой и шестой ступенями гамма E мажор, и все эти интервалы взяты из E мажорной пентатоники, как показано на рисунке FIGURE 2. Я буду использовать эти ноты для импровизации поверх аккорда E.

Когда аккорд E сменится аккордом C, я начну использовать ноты C мажорной пентатоники (C D E G A) для создания двухголосых гармоний для украшения звука аккорда C мажор. Аналогичный подход может быть применен и к аккорду A: использование ступеней A мажорной пентатоники (A B C# E F#) и построение из них двухголосых гармоний, как показано в тактах 1 и 2 на рисунке FIGURE 4. В такте 3 я возвращаюсь к аккорду E и спускаюсь вниз по грифу к 9-му ладу, как показано на рисунке FIGURE 1.

В такте 5 мы переходим к аккорду C и еще больше приукрашиваем звучание аккорда нотами C мажорной пентатоники. В такте 6 аккорд C сменяется на A, и я предпочитаю сыграть мелодию по A мажорной пентатоники без двухголосых гармоний. В тактах 7 и 8 я возвращаюсь к аккорду E, перемещаюсь по двухголосым гармониям E мажор пентатоники аналогичным образом.

Предположим, что аккорды в прогрессии будут сменяться чаще: на рисунке FIGURE 5 я на протяжении половины такта играю аккорд E, затем столько же играю аккорд C и перехожу к аккорду A, который звучит целый такт. После того, как сыграете представленные примеры, начинайте экспериментировать с бесчисленным множеством вариантов построения интересных ритм партий, основанных на технике, описанной выше.

 

 

FIGURE 1

 

 

FIGURE 2

 

 

FIGURE 3

 

 

FIGURE 4

 

 

FIGURE 5

 

 

 

Источник: www.guitarworld.com

Автор: Joe Satriani

Социальные кнопки для Joomla