Как играть «Little Wing» Джимми Хендрикса

Фигура Джимми Хендрикса, как величайшего гитариста, является абсолютным и бесспорным фактом. В этом очерке исследуем его гениальность применительно к ритм-гитаре.

 

Давайте начнем с разбора вступления к концертной версии «Little Wing». Прежде чем начать, имейте в виду, природа Джимми такова, что он не играл одну и ту же песню одинаково два раза. Вживую или в студии, он всегда стремился к спонтанно вдохновленной интерпретации каждой песни. Для гитаристов это предполагает обширное разнообразие музыкальных уроков, которые можно извлечь из изучения любой композиции Хендрикса.

 

 

Эта версия «Little Wing», записанная, как признается Джимми Хедрикс, на лучшем живом выступлении  Jimi Hendrix Experience 24 февраля 1969 года, в Лондонском Альберт Холле и отличается некоторыми ньюансами от студийной записи, которую можно услышать на Axis: Bold as Love.

 

В первом такте Джимми Хендрикс с первых долей такта глушит струны, слегка касаясь правой (так как Джимми – левша) рукой всех струн. Это сопровождается выразительным слайдом вниз с 12-го лада; Джимми ставит баррэ на две верхние струны и слегка касается шестой струны на 12-м ладу большим пальцем, которым удерживает гриф сверху.

 

После трех-четырех долей такта, он играет аккорд  Em7 в 12-й позиции, нанося удары по различным парам струн в сочетании с отдельными нотами, чтобы создать эффект «аккорда-мелодии».

 

Во втором такте Джимми играет G мажорный аккорд на 3-м ладу, зажимая шестую басовую струну своим большим пальцем. Он предпочитает не прижимать указательным пальцем барре через все шесть струн или пятую струну безымянным пальцем, что позволяет его мизинцу украсить аккорд быстрым легато на  1-й и 3-й струнах. Такой же подход используется для такта 3 на аккорде Am.

 

Обратите внимание, как плавно он переходит от звучания пары струн до отдельных нот, соединяя и развивая ритмическую часть по мере движения вперед. Возвращаясь на Em7 в четвертом такте, Джимми использует 7-ю позицию, чтобы выполнить ряд деликатных легато, подготавливая слушателя к аккорду Bm в следующем такте, который также играется в седьмой позиции.

 

Аккорд Bb используется для передвижения к Am в пятой позиции, на вторую долю такта он начинает с баррэ безымянным пальцем через 4-ю, 3-ю и 2-ю струны на седьмом ладу, ударяя мизинцем по 4-й струне на 9-м ладу. Все это сопровождается полным арпеджио аккорда C на три доли такта с переключением на C/E на четвертую долю, делая слайд вверх по 5-й струне  до седьмого лада (нота E).

 

Седьмой такт содержит характерный для Хендрикса прием «скользящего sus2», когда Gsus2 скользит вверх к Asus2, а зачем вниз к Fsus2. Несмотря на то, что большой палец везде используется, чтобы зажимать нижние басовые ноты, нужно держать этот палец свободно, чтобы снизить давление, которое ладонь оказывает на заднюю часть грифа. В тактах 8 и 9 Джимми использует пятиструнные аппликатуры аккордов C и D мажор, развивая вступление фрагментами мелодии, которая основана на аккорде D/F#.

 

Попробуем теперь расширить ритмические методы, которые Джимми использует в этой версии «Little Wing». На рисунке FIGURE 1 я начинаю с того же соль-мажорного  звучания, используемого в такте 2, но с добавлением более сложного легато на первых трех струнах, а также использую быстрые слайды пальцами и хаммер-оны, основанные на пентатонике G мажор (GABDE).

 

Другой хороший пример изобретательности Джимми с этой формой аккорда можно услышать в его Monterey Pop версии песни «Like a Rolling Stone» Боба Дилана. На рисунке FIGURE 2 я зажимаю только шестую, четвертую и вторую струны, пока делаю слайды между аккордами C и Fsus2, включая открытую 3-ю струну, чтобы обеспечить более качественное звучание длинных нот.

 

Аналогичные в исполнении ритмические части Джимми во вступлении и куплете песни «Love or Confusion» из Are You Experienced. На рисунке FIGURE 3 я копирую эту часть, добавляя быстрое легато на 2-й и 3-й струнах в аккордах G5 и Fsus2. «Скользящие аккорды sus2» в «Little Wing» показаны на рисунке FIGURE 4. Они также появятся в другой великой балладе Хендрикса «Castles Made of Sand». На рисунке FIGURE 5 предложена расширенная версия скольжения этих аккордовых форм вверх и вниз по грифу.

 

Теперь давайте применим эти методы к нескольким аккордам. На рисунке FIGURE 6 я перехожу от шестой нижней струны аккордов G, Am, Bm и C обратно к G, добавляя быстрые легато в каждый аккорд. На рисунке FIGURE 7 аналогичный подход применяется для аккордов C-Bb-F в классической песни Хендрикса «The Wind Cries Mary». Концертные версии этой песни показывают большую изобретательность в рамках одного аккорда на рисунках FIGURES 8 и FIGURES 9.

 

На рисунке FIGURE 10 аппликатуры аккордов на 5 струн используется для иллюстрации идей украшения других аккордов. Как всегда не стесняйтесь экспериментировать с собственными изобретениями, как только вы прочно освоите эти методы.

 

Последний пример на рисунке FIGURE 11 иллюстрирует несколько наиболее часто используемых приемов Хендрикса для украшения шестиструнного аккорда, с быстрыми хаммер-онами по 3-й струне и с последующим переходом к аккорду A/C#. Вы можете услышать прекрасные примеры подобного мастерства Джимми в «Bold as Love».

 

 

 

Автор: Andy Aledort

Источник: www.guitarworld.com

Социальные кнопки для Joomla