Как играть в стиле Jimmy Page

Несмотря на то, что он наиболее уважаем за свой «большой» звук, всегда крутые риффы, изобретательные альтернативные настройки гитары, акустические шедевры и загадочные атмосферные звуки, Jimmy Page также является одним из самых влиятельных гитаристов в рок музыке.

Такие его соло, как в "Good Times, Bad Times," "Heartbreaker," "Rock And Roll" и "Stairway To Heaven" крепко засели в памяти двух поколений гитаристов, и это доказывает его композиторскую и импровизаторскую гениальность.

В этом уроке мы рассмотрим главные технические элементы и подходы к импровизации, которые характеризуют стиль игры соло Jimmy Page. Также взглянем на несколько его фирменных фраз.

 

led-zeppelin

 

«Вязкие» фразы

 

 

По большей части Jimmy Page использует минорную пентатонику, изображенную на рисунке FIGURE 1, с множеством ее фраз, чаще всего на первых 3-х – 4-х струнах. Когда он поднимается до толстых струн, он сменяет позицию при помощи среднего или безымянного пальца на 5-й струне, как показано здесь.

Рисунок FIGURE 2 демонстрирует эту аппликатуру на грифе в тональности E с нотами E, находящимися на 12-м ладу 1-й и 6-й струн. Используй эту визуальную аппликатуру, как шаблон. Jimmy часто начинает фразу с игры с «вязкого» мотива, вдохновленного Chuck Berry, который показан на рисунке FIGURE 3 в тональности E.

Эта фраза начинается с подтяжки на 1 тон третей струны (с ноты A до ноты B). Подтяжка осуществляется средним или безымянным пальцем, в то время как указательный палец зажимает баррэ на квинтовом даблстопе на первых двух струнах.

Jimmy Page использует этот «вязкий» мотив, как трамплин для ныряния в яркие фразы минорной пентатоники в тональности E, как показано на рисунках FIGURES 4-6. Когда будешь играть эти примеры, обрати внимание на использование техники пулл-офф на первых трех струнах вдобавок к подтяжкам на один тон, как, например, с 3-й ступени пентатоники на 4-ю (с ноты G на ноту A) с 15-го лада первой струны. Ты можешь слышать эти фразы в соло таких песен, как "Good Times, Bad Times" (1:30), "Dazed and Confused" (3:52), "The Lemon Song" (1:51) и "Communication Breakdown."

 

 

Jimmy Page также использует эти же типы повторяющихся «вязких»/пулл-офф фраз в разных тональностях. Например, в завершающем соло песни "Black Dog" (4:12) он играет ту же фразу, что изображена на рисунке FIGURE 6, но в тональности A, используя минорную пентатонику (A C D E G) от 5-го лада, показанную на рисунке FIGURE 7. В первых двух главных фразах в песне "Moby Dick" (:36 и :41) он использует ту же аппликатуру, но уже от 10-го лада (рисунок FIGURE 8) для игры знойных блюзовых фраз в тональности D.

 

 

Page успешно использует те же аппликатуры на грифе для игры фраз в мажорной пентатонике. Он делает это простым смещением аппликатуры минорной пентатоники (рисунок FIGURE 1) на 3 лада вниз, превращая ее в аппликатуру мажорной пентатоники в той же тональности (рисунок FIGURE 9).

Если ты сравнишь аппликатуры мажорной и минорной пентатоник в тональности E, изображенных на рисунках FIGURE 2 и FIGURE 10, ты заметишь, что аппликатуры одинаковы, но ноты несут в себе различные гармонические функции. Простое перемещение на 3 лада позволяет Jimmy превращать фразы минорной пентатоники во фразы мажорной пентатоники (и наоборот) в одной и той же тональности с теми же аппликатурами.

 

 

Jimmy блестяще применяет этот принцип перемещения в соло песни "Communication Breakdown". После игры нескольких весьма мрачных блюзовых фраз в E минорной пентатонике в позиции 12-го лада, он внезапно создает светлые оттенки, играя фразы в E мажорной пентатонике, применив ту же аппликатуру, но уже от 9-го лада.

Page использует аппликатуру мажорной пентатоники, изображенную на рисункеFIGURE 9, для игры ярких фраз в стиле кантри, что особенно заметно в песнях "The Song Remains the Same" (в тональности D, на 7-й позиции, на :58, и в тональности A, на 2-й позиции, на 4:19), "Celebration Day" (в тональности C, на 17-й позиции, на 1:46, и на 5-й позиции на 1:53) и "Houses of the Holy" (в тональности A, на 2-й позиции, на 1:11).

 

 

 

Рисунок FIGURE 11 изображает фирменную, струящуюся триолями «стену нот» от Jimmy Page, сыгранную в 12-й позиции в тональности E аппликатурой минорной пентатоники, показанной на рисунке FIGURE 2. Ты можешь слышать эти стремительные восходящие и нисходящие пробежки в песне "Good Times, Bad Times" (на 1:30, 2:02 и 2:33), построенные на одной и той же аппликатуре. В "I Can't Quit You Baby" (2:29) он играет почти те же фразы в A минорной пентатонике, используя аппликатуру, изображенную на рисунке FIGURE 7.

 

 

Сладкие подтяжки

 

Одна из вещей, которая делает Jimmy Page одним из величайших гитаристов - это сделанные со вкусом лирические подтяжки струн (он предпочитает струны калибра extra light, потому что их легко тянуть и раскачивать в вибрато).

 

 

Рисунок FIGURE 12 показывает аппликатуру минорной пентатоники, которой Jimmy играет парящее соло с подтяжками в стиле Albert King, как показано на рисунке FIGURE 13. Обрати внимание на добавление мажорной третьей ступени в эту аппликатуру. Jimmy часто раскачивается между мажорной третьей и четвертой ступенями, когда играет в мажорной или в септ-доминантной тональности.

 

 

Как показывает этот пример, эта компактная аппликатура позволяет исполнять многообразие эмоциональных подтяжек на полтона и тон, таких как с четвертой ступени к пониженной пятой (с A к Bb), с минорной третьей к мажорной третьей (с G до G#), с четвертой к пятой (с A к B) и с ноты тональности ко 2-й/9-й (с E к F#). Это замечательно для игры кричащих подтяжек на полтора и 2 тона, как, например, с ноты тональности до минорной 3-й ступени (с E до G), до мажорной третьей ступени (с E до G#) и с четвертой ступени до мажорной 6-й ступени (с A до C#). Jimmy использует эту аппликатуру в 15-й позиции для описанных выше подтяжек в тональности E в "Good Times, Bad Times" (1:43) и в тональности A на 8-й позиции в "I Can't Quit You Baby" (2:48).

 

 

Вибрато

 

Одна из самых характерных частей в голосе гитары Jimmy Page - это его изысканное вибрато, в особенности его вибрато подтяжек. Они быстрые, равномерные и блистательные. Классический пример безупречной техники подтяжки и вибрато Jimmy, наравне с его фразовой гениальностью - это его игра на 3:05 в "Whole Lotta Love". Этот отрывок состоит из 6-ти коротких акцентированных фраз, и каждая из них демонстрирует как минимум один фирменный ход Jimmy Page. Это соло также является хорошим примером того, как он использует ноты E минорной пентатоники (E G A B D), E блюзовый лад (E G A Bb B D) и E мажорную пентатонику (E F# G# B C#) в сочетании для создания эмоциональных горько-сладких мелодий.

Jimmy играет фразы 1 и 3 в 12-й позиции E минорной пентатоники, которая, как мы видели ранее, облегчает быстрые выполнения пулл-оффов, хаммер-онов и подтяжек на трех нижних струнах. Он начинает первую фразу с «вязкой» подтяжки на тон на 3-й струне, затем играет быструю нисходящую фразу, используя E блюзовый лад. Обрати внимание на гладкий двойной пулл-офф (с Bb до A идо G). Он заканчивает фразу той же подтяжкой с A до B, которую он затем украшает запоминающимся широким вибрато. Это вибрато подтяжки произведено частичным ослаблением подтяжки и повышением ее обратно в исходное состояние (B) в быстром равномерном ритме, как показано на рисунке FIGURE 14.

 

 

Фраза 2 демонстрирует разумное использование открытой позиции E минорной пентатоники. Обрати внимание на то, как Jimmy берет все преимущество нот на открытых струнах, играя быстрый двойной пулл-офф (с B до A и до G) к открытой 3-й струне, с последующей нисходящей последовательностью быстрых пулл-оффов к открытым 3-м и 4-м струнам.

Jimmy возвращается на 12-ю позицию с E минорной пентатоникой в третьей фразе и играет вязкую фразу на первых трех струнах, которую затем продолжает подтяжкой на 15-м ладу 2-й струны с минорной седьмой ступени (D) к ноте тональности (E). Обрати внимание, как он играет потом минорную 3-ю ступень (G) на 1-й струне, затем быстро подтягивает ноту D до ноты E снова и освежает подтяжку сильным вибрато, используя ту же технику, разобранную для вибрато подтяжки в первой фразе.

 

 

B.B.'s box

 

 

Фразы 4-6 демонстрируют использование со вкусом аппликатуры, которая ласково зовется многими гитаристами B.B.'s box (в честь легендарного блюзового гитариста B.B. King, который построил большинство своих фирменных фраз, используя ее). Эта аппликатура строится вокруг указательного пальца на 2-й струне на тонике и позволяет играть фразы в мажорной пентатонике, минорной пентатонике и блюзовом ладу. Все в одной позиции, в одной тональности, с указательным пальцем, работающим как якорь на тонике. Рисунок FIGURE 15 иллюстрирует эту аппликатуру в тональности E, с тоникой на 17 ладу 2-й струны. Jimmy начинает четвертую фразу с этой ноты, затем совершает подтяжку на 2,5 тона на 20-м ладу той же струны, подтягивает ноту G до ноты C (пониженная 6-я ступень), используя средний и безымянный пальцы для оказания давления на струну (эта техника известна как reinforced fingering). После возвращения подтяжки он подцепляет медиатором ноту E снова, а затем натуральную шестую ступень (C#) на 21-м ладу 3-й струны.

Jimmy Page начинает пятую фразу с тоники E на 17-м ладу, затем играет кричащую подтяжку на полтора тона на 20-м ладу 1-й струны, подтягивает пятую B к пониженной шестой ступени D. Опять он применяет средний и безымянный пальцы для давления на струну с большей силой и контролем. После возвращения этой подтяжки он играет нисходящую фразу в E блюзовом ладу. Ты можешь слышать, как Jimmy играет подобным образом продолжительную фразу, используя ту же аппликатуру в соло к "You Shook Me" (4:18).

В конце этого соло Page противопоставляет мрачному звуку блюзового лада игру ярких фраз в E мажорной пентатонике в той же позиции. Обрати внимание, как он подтягивает вторую/девятую ступень F# на тон до мажорной, третьей ступени G#, а затем дотягивает еще на полтона до четвертой A, снова используя два пальца для давления на струну.

 

 

Подтяжки в унисон

 

Еще одним фирменным ходом Jimmy Page являются подтяжки в унисон. Эта техника включает в себя звукоизвлечение на 2-х зажатых соседних струнах (3-я и 2-я или 2-я и 1-я), чтобы интервал между ними составлял один тон, затем быстрая подтяжка более низкой ноты на тон вверх, чтобы достичь той же высоты звучания, что и у более высокой ноты. Этот ход лучше всего работает на 2-й и 3-й струнах, где расстояние между указательным пальцем на 2-й струне и безымянным на 3-й составляет всего лишь 2 лада (средний палец может помогать безымянному осуществлять подтяжку струны). Данная техника при правильном выполнении создает натуральный эффект хоруса, и удвоенная нота прорезается сквозь шум ритм секции, как лазерный луч сквозь туман. Page использует подтяжки в унисон для акцентирования нот вовремя ключевых мелодических фраз. Ты можешь услышать применение данной техники на 2-й и 3-й струнах в песнях "Dazed and Confused" (3:39), "Stairway to Heaven" (7:29) и "Communication Breakdown".

 

 

Фразы с открытыми струнами

 

Некоторые из жирно звучащих и наиболее запоминающихся фраз Jimmy Page сыграны в низких позициях на грифе и включают в себя открытые струны. Рисунки FIGURES 16 и FIGURES 17 изображают фразы в 1-й и 2-й позициях, которые используют одиночные или двойные пулл-оффы к открытым струнам. Ты можешь слышать такие же типы фраз в соло к "The Song Remains the Same" (4:30) и "Moby Dick" (:46).

 

 

 

За порожком

 

Еще одним крутым ходом от Jimmy Page является подтяжка струны посредством надавливания на струну пальцами за порожком. Классическим примером этого приема является изящная психоделичная фраза, сыгранная в соло к "Heartbreaker" (2:06). Эта фраза исполнена при помощи двойных пулл-оффов на 3-й струне левой рукой с участием правой руки, которая подтягивает струну за порожком для повышения ноты C на 5-м ладу на два тона. Jimmy использует ту же технику в соло к "Dazed and Confused" (4:04). В этом случае он подтягивает и раскачивает открытую струну за порожком при помощи двух первых пальцев на левой руке, потому что правая рука подцепляет струну. Он использует эту же технику во вступлении (:14), где звучит натуральный флажолет G на 12-м ладу 3-й струны, а затем флажолет повышается на тон до ноты A за счет нажатия на струну за порожком левой рукой.

 

 

Перемещения

 

Jimmy часто перемещается с одной позиции на другую посреди фразы, чтобы играть долгие восходящие пробежки, как показано на рисунках FIGURES 18 и FIGURES 19, используя скольжение пальцем для плавного соединения нот и перемещения левой руки вверх и вниз по грифу. Ты можешь услышать это на записях "Moby Dick" (:52), "Black Dog" (3:36) и "Heartbreaker" (2:35 и 3:08).

 

 

Песня "Since I've Been Loving You" является хорошим примером того, как использовать выразительные «переполненные» фразы в контексте медленного блюза (подход «стены нот»). Обрати внимание на то, как он эффективно использует аппликатуру минорной пентатоники, представленную на рисунке FIGURES 1. В этот раз в тональности C с использованием девятой ступени D в качестве «цветового» тона.

 

 

Эта статья является всего лишь беглым знакомством с одним из множества аспектов уникального и многоликого стиля игры на гитаре Jimmy Page. Лучший путь, чтобы по-настоящему понять и оценить его разнообразный, изобретательный подход к мелодии - это выучить все оригинальные транскрипции классических песен Led Zeppelin. Если ты действительно хочешь копировать Jimmy, тогда делай то, что он делал еще до Led Zeppelin и открой свои разум и уши для разнообразия музыкальных стилей и жанров.

 

 

Источник: guitarworld.com

Автор: Jimmy Brown

Социальные кнопки для Joomla