Свип для начинающих

Несмотря на то, что техника свипа (англ. sweep — сметать, смахивать) часто рассматривается, как шредерская, идея скольжения медиатора по струнам с целью озвучивания быстрой последовательности нот всегда жила с самого момента изобретения медиатора.

Джазовые гитаристы с 50-х годов (Les Paul, Barney Kessel и Tal Farlow) применяли эту технику в своей импровизации. Гений кантри-гитары Chet Atkins известен тем, что иногда вместо своей фирменной техники hybrid-picking (игра одновременно медиатором и пальцами) он играл арпеджио свипом. Это доказывает, что техника свипа не является составляющей какого-то одного единственного жанра музыки. В рок-музыке Ritchie Blackmore использовал свип, играя арпеджио в песнях Deep Purple – April и Rainbow - Kill the King.

 

 

Маэстро фьюжн-гитары Frank Gambale имеет широкое признание, как самый универсальный и инновационный гитарист, играющий свипом. Также это первый гитарист, который полностью интегрировал эту технику в свой стиль: он играет свипом арпеджио, пентатоники, гаммы и не только.

Gambale прекрасно объясняет этот подход в своей видеошколе Monster Licks and Speed Picking, выпущенной в 1988 году, которая до сих пор является обязательной к просмотру для тех, кто интересуется техникой свипа.

Дело было в Стокгольме, Швеции, тем не менее, появилось на свет имя, которое является синонимом слова свип в рок-музыке. Это событие породило целое направление в гитарной музыке, известное как neoclassical heavy metal.

Шведский гитарист-виртуоз Yngwie Malmsteen был вдохновлен Jimi Hendrix, Ritchie Blackmore, Uli Jon Roth, но также наравне с ними скрипачом 19-го века Niccolo Paganini. В попытках эмитировать на своем Fender Stratocaster подвижные захватывающие пассажи Paganini, которые он сочинял и играл только на скрипке, Malmsteen пришел к выводу, что свип – это прекрасный способ быстро перемещаться со струны на струну с ровным, подвижным звуком, который больше похож на звук от движения смычка при игре на скрипке.

Стиль Malmsteen оказал влияние на 2 поколения гитаристов, включая Tony MacAlpine, Jason Becker, Steve Vai, Mattias “IA” Eklundh, Ritchie Kotzen, Marty Friedman, John Petrucci, Vinnie Moore, Jeff Loomis, Synyster Gates, Alexi Laiho, Tosin Abasi, и это далеко не полный список.

Первые пять упражнений в этом уроке предназначены для того, чтобы дать тебе систематический подход по отработке каждого элемента техники свип: от двухструнного до шестиструнного, включая все, что находится между ними. Отработка каждого упражнения с метрономом по 2 минуты ежедневно улучшит твою координацию и твою уверенность, чтобы ты смог использовать свип в своей игре.

Начинай работать с двух струн до шести, сохраняя постоянный темп метронома. Это значит начать с восьми нот, и пока это кажется очень медленным, техника будет усложняться с каждой группой нот: 8-е триоли, шестнадцатые, квинтоли и, самые сложные из всех, 16-е триоли и их эквивалент - секстоли. Обращай внимание на синхронизацию своих рук, чтобы медиатор и пальцы, прижимающие струны, касались струны в один и тот же момент. Только одна струна может оставаться прижатой все время (нота, в тональности которой построено арпеджио), а все остальные струны должны быть тщательно заглушены свободными от игры пальцами.

Если у тебя не получится сделать так, и ноты соседних струн будут звучать одновременно, это сведет на нет желаемый эффект и все будет звучать так, будто ты просто решил поиграть аккорды перебором. Когда речь идет о свипе, глушение является основой чистого звучания. Это такой аспект, который осваивается за счет большого количества практики.

Следующие пять упражнений нацелены на отработку нескольких самых распространенных подходов в свипе. Они показаны в одной позиции, и каждое из них построено на базе одного типа аккорда, поэтому обрати свое внимание на эти упражнения тогда, когда ты уже привык к технике свипа.

Последнее упражнение поможет тебе закрепить различные аспекты свипинга, в то время как ты тренируешь свою выносливость. Большая его часть состоит из нескончаемых 16-х нот всего с несколькими паузами для отдыха. Разбей его на куски по 4 такта и отрабатывай каждый из них под метроном, постепенно разгоняя метроном до 100 ударов в минуту – это наша цель.

 

 

Получи звук

 

В роке для этой технике наиболее подходят Strat-style гитары, на которых используется ближний к грифу звукосниматель и теплый округлый звук усилителя. Используя современный ламповый усилитель, установи уровень гейна на умеренном уровне – достаточном, чтобы придать каждой ноте равную громкость и длительность звучания. Но не на таком, чтобы глушение струн превращалось в невероятную битву.

Толщина и острота твоего медиатора окажет огромное воздействие на звук свипа. Медиатор с толщиной между одним и двумя миллиметрами и закругленным концом обеспечит правильное количество атаки и с легкостью будет скользить по струнам.

 

 

Первое арпеджио на основе аккорда Cmaj7 на двух средних струнах также хорошо работает на двух нижних или верхних. Слегка перемести медиатор через две струны (надави, потяни) так, чтобы получить очень низкое сопротивление в ответ. Это научит твою правую руку делать ровные движения вместо отдельных ударов вниз и вверх.

Упражнение 2 является арпеджио на основе аккорда C7 на трех струнах. Старайся поддерживать одинаковую плавность движения медиатором вниз и вверх, как в предыдущем упражнении. Направь все внимание на удары медиатором, которые приходятся на сильную долю такта, и позволь нотам, находящимся между (слабым), естественно встать на свои места. Через каждые три ноты медиатор будет менять направление движения.

 

 

Теперь направимся к 4-х струнному альтерированному доминантному арпеджио C7, которое напоминает одну из фьюжн пробежек Gambale. Помни, что свип наиболее эффективен тогда, когда каждая нота четко отделена от предыдущей, поэтому стремись иметь не более одного пальца на грифе в момент звучания ноты, чтобы избежать одновременного звучания нескольких нот.

 

 

Теперь мы переходим к 5-ти струнному фрагменту, похожему на те, что ты мог слышать у Steve Vai или Mattias Eklundh. Здесь используются квинтоли (5 нот на один клик метронома). Еще раз, если ты сконцентрирован только на звучании самой верхней и самой нижней нот одновременно с ударом метронома, то остальные ноты автоматически встанут на свои места. Перемещай свой медиатор с постоянной скоростью для обеспечения равномерного распределения нот в такте. Проговаривай “Hip-po-pot-a-mus” для получения звука правильно сыгранных квинтолей в своем уме.

 

 

Это шестиструнное арпеджио построено на трех аккордах гаммы A мажор (A C# E) с третьей ступенью в басу и добавленным 5-м интервалом к высокой ноте E на 12 ладу первой струны, чтобы у нас получилось правильное количество нот для 16-х триолей (6 нот на один клик метронома). Когда поднимешься вверх по нотам, используй одиночное движение медиатора для подцепа всех 6-ти струн. Убедись, что только одна нота прижата в любой момент времени. Нисходящая часть включает в себя pull-off на первой струне, который, несмотря на мгновенное завершение движением медиатора, предпочтительнее, чем добавление дополнительного удара медиатором вниз.

 

 

Данные аппликатуры тех же аккордов являются важной частью школы свипа Yngwie Malmsteen. Обрати особое внимание на направление медиатора в обоих фрагментах: восходящем и нисходящем. Чередование 8-х триолей с 4-ми нотами позволят тебе сконцентрироваться на работе медиатора при игре триолей и отдохнуть до следующего клика.

 

 

Этот пример также включает восходящие и нисходящие фрагменты, но в этот раз они играются вместе. Лучше сосредоточься на движении медиатора вверх-вниз, чем на каждом отдельном ударе медиатора. Как только ты привыкнешь к этим аппликатурам, ты сможешь применить этот же подход в игре минорного, sus и dim7 арпеджио.

 

 

Этот пример напоминает игру Jason Becker и Jeff Loomis. Мы начинаем с трехструнных аппликатур из предыдущего примера и продолжаем с шестиструнными аппликатурами из примера 5. Это довольно сложно для правой руки, поэтому начни с медленных темпов и не забывай следить за ровным движением медиатора.

 

 

Здесь мы используем двухструнный свип, основанный на пентатонике. Используй указательный палец на пятом ладу и безымянный на третьем. Воздерживайся от соблазна прижать обе струны одновременно. Перемещай давление пальцев между струнами, используя перекатывающееся движение и заглушая не использующуюся струну, предотвращая этим одновременное звучание двух нот.

 

 

Economy picking требует, чтобы медиатор двигался по кратчайшему пути от струны к струне. Это означает, что когда ты играешь гамму, тебе следует использовать двухструнный свип при переходе на соседнюю струну. Это упражнение является комбинацией восьминотного уменьшенного тон-полутон (whole-half diminished) арпеджио в тональности B (B C# D E F G G# A#) и арпеджио аккорда Bdim7 (B D F G#).

 

 

Этот отрывок дан в тональности A минор. Первая часть основана на V-i прогрессии с арпеджио, четко определяющих предполагаемую смену аккордов. Мы начинаем с восходящих двухструнных свипов, основанных на чередующихся трезвучиях E мажора (E G# B) и Bb мажора (Bb D F). Далее следует трезвучие A минора (A C E), которое играется с постепенным увеличением количества используемых струн. Это отличный способ отработки навыка игры широких аппликатур свипом. Арпеджио Bm7b5 (B D F A) в такте 4 представляет собой комбинацию из трехструнных свипов с несколькими сложными пропусками струн. Пентатоника A минор (A C D E G) в такте 7 играется четвертыми нотами двухструнным свипом/economy picking.

Вторая часть демонстрирует более неоклассический подход и начинается с Yngwie-style трехструнных трезвучий, включающих pull-off. Убедись, что следуешь указанным в табулатуре рекомендациям по направлению движения медиатора. С такта 12 начинается сложная третья часть, использующая шестиструнные аппликатуры, навеянные Jason Becker. Если у тебя возникли сложности с глушением струн или отделением нот, то попробуй использовать легкое глушение (palm muting). Это эффективный способ улучшить чистоту звучания нот. Последний такт построен на гармоническом миноре в тональности A (A B C E D F G#) и включает economy picking при перемещении с 5-й на 4-ю струну.

 

Автор: Charlie Griffiths

Источник: guitarworld.com

Социальные кнопки для Joomla